Влагозащита – один из ключевых параметров, который играет важную роль при выборе радиоуправляемой модели. Ведь он позволяет существенно расширить «ареал обитания» Вашей модели и границы эксплуатации.
Заветное слово Waterproof
В настоящее время уже сложно удивить кого-либо наличием влагозащиты, скорее, удивлять будет ее отсутствие. Но тут появляется следующая проблема – многие, при покупке моделей с маркировкой «waterproof», не удосуживаются прочитать инструкцию, в которой производителем может быть указано, что влагозащита в данной конкретной модели частичная и распространяется не на всю электронику, либо же это просто защита от брызг. А электроника таких ошибок не прощает, особенно регуляторы оборотов. И мы радостно заезжаем в лужу и … в самом лучшем случае выходит из строя один из компонентов, в самом худшем – вся модель.
Чтобы этого не произошло, предлагаем разобраться, что же такое влагозащита, зачем она нужна и какие есть особенности.
Влагозащита и водонепроницаемость - одно и то же ?
При попадании влаги в модели на радиоуправлении страдают, прежде всего, электронные компоненты – регулятор оборотов, приемник, сервопривод и двигатель. Не забывайте – у Вас машина, а не подводная лодка, не следует устраивать мощные заплывы и бороздить на ней дно водоемов :)
Модели крупных известных компаний (Traxxas, Kyosho и т.д.) уже имеют в базовой комплектации влагозащищенные элементы электроники, проверенные в заводских условиях. Модели других компаний (в основном, китайских), как правило, такой защиты не имеют, либо она распространяется на отдельные компоненты – чаще всего это сервопривод, приемник, двигатель, регулятор оборотов, либо же это защита от брызг. Обязательно изучите данный момент перед покупкой и началом эксплуатации.
Но даже если в инструкции указано, что все электронные компоненты имеют влагозащиту, не забывайте, что водонепроницаемость и влагозащита – абсолютно разные вещи. Одно дело, проехать на машине по луже, мокрой траве, временно загнать ее в воду, и совершенно другое – полностью погрузить в воду на длительное время. Именно поэтому модели, которые используются в специфичных условиях (например, для триала и трофи), имеют дополнительную влагозащиту.
Влияние влаги на электронику
Как же вода влияет на электронику без влагозащиты ?
Для регулятора оборотов даже пары капель хватит, чтобы выйти из строя. Причина в том, что данный элемент оперирует большими токами и при попадании влаги происходит короткое замыкание и он попросту сгорает.
Для коллекторных двигателей вода не так страшна, как грязь и песок, которые попадают с ней внутрь.
Для бесколлекторных бессенсорных двигателей вода, а также грязь и песок не так страшны, т.к. они имеют закрытую конструкцию. Однако попав внутрь, влага способна вызвать процесс появления ржавчины подшипников вала с их последующей поломкой.
Бесколлекторные сенсорные двигатели, как и регуляторы оборотов, весьма чувствительны к влаге, ее небольшое количество способно вызвать необратимые последствия – повреждение сенсорной платы с последующим нарушением работы самого двигателя.
Сервопривод, также как и приемник, может быть поврежден полностью или частично при попадании влаги как снаружи, так и изнутри: конденсат тоже является весьма опасным явлением.
Аккумулятор - может быть поврежден, в основном, только соленой морской водой.
Зная эти особенности, можно более ответственно отнестись к выбору и покупке модели, обратив пристальное внимание на влагозащиту обозначенных электронных компонентов. Не забывайте, что ее уровень должен соответствовать Вашим потребностям и условиям эксплуатации.
Что делать, если модель есть, а влагозащиты - нет
Но что предпринять, если модель уже куплена, и на ней нет влагозащиты? Существует два варианта.
Первый вариант
Попробовать своими руками сделать ее. В интернете очень много статей и видео, которые рассказывают, как. Бесспорный плюс – небольшие финансовые затраты и непосредственное участие в самом процессе. Минусы – любые вмешательства осуществляются на свой страх и риск, а также потеря гарантии.
Второй вариант
Установить опциональные детали электроники, которые имеют заводскую влагозащиту. Многие фирмы выпускают свои версии регуляторов оборотов, сервоприводов, приемников с маркировкой «waterproof». Вам останется только снять деталь и установить новую.
Плюсы – гарантия того, что влагозащита будет работать.
Минус – финансовая составляющая.
В любом случае, выбор остается за Вами.