Житель Акмолинской области воюет с предприятием, добывающим золото
Орал Смагулов бывший шахтер, а ныне — пенсионер всю жизнь живет в селе Жолымбет Акмолинской области. По его словам, в прошлом году тихая мирная жизнь сельчан была нарушена внезапно обосновавшейся в поселке организацией, взявшейся активно загрязнять окружающую среду, передает ИА «NewTimes.kz».
Как сообщил мужчина, новое ТОО собиралось перерабатывать техногенные минеральные образования на руднике «Жолымбет».
«Это техногенные отходы, которые остались еще с 50-х годов. Там было где-то 5 млн тонн отходов. Причем это самое ТОО оказывается не несет никакой ответственности перед населением. Эта компания просто подушка для битья. В феврале 2017 года они напечатали в местной газете мелким шрифтом объявление, приглашая жителей принять участие в общественном слушании и обсудить воздействие производства на окружающую среду. Там должен был присутствовать аким, сотрудники акимата, представители ТОО и местные жители. Однако по факту там было всего 16 человек, так как объявление дезинформировало жителей: слушания проходили не в здании акимата, а в Доме культуры», — сообщил мужчина.
Более того, на момент назначенных общественных слушаний, как утверждает Орал Смагулов, фабрика была уже в процессе строительства.
«Но они же должны были обсудить с людьми, что собираются строить эту фабрику, что создадут рабочие места. Этого не было, они людей перед фактом поставили. А фабрика вредная, выщелачиванием занимается. Это уже устаревший метод, там, по предварительным расчетам, 2,5 млн тонн в год должно обрабатываться. Подрядчиком выступила какая-то иностранная фирма, которая непонятно кем инвестируется. По документам землю ТОО взяло в конце мая 2017 года, а строиться-то они начали еще в прошлом году. Как так? Землю только получили, а фабрика уже стоит. Я писал в министерство по инвестициям и развитию, которое ответило, что на ТОО была проведена внеплановая проверка. Обнаружилось, что проектная документация объекта не согласована. Выдано предписание по устранению нарушений. А еще несогласованность была в протоколе и разрешительных документах: в протоколе общественных слушаний значится, что объект относится к первой категории опасности, самой опасной, а в разрешительных документах — к четвертой, не очень вредной. И где тут правда?» — вопрошает Орал Смагулов.
Он добавил, что предприятие «загадило реку», а выбросы, по его словам, в июле прошлого года спровоцировали падеж скота.
«Хозяева животных обратились в акимат, а те к администрации рудника. Оттуда приехал юрист, каждому по 200 тыс заплатил, но это же не дело. Люди лишились приплода, скота и молока… Теперь все предприниматели, которые занимаются разведением скота, боятся поить скот водой из реки, не гоняют животных в ту сторону», — сообщил пенсионер.
Он рассказал, что обращался в 12 ведомств, среди них — санитарию, управление госдоходов, ДВД, но мужчине никто не ответил.
«Даже читать не хотят. Бездействуют. Да, я не пострадавший, но я гражданин Казахстана. Там страдает флора и фауна — рыбы, птицы, лягушки. Вся живность погибнет. Я обращался и в департамент экологии, чтобы провели анализ воды. Экологи приехали с тремя баклажками из-под минералки, пробы взяли, а результаты не дают! Ссылаются на 128 статью Экологического кодекса РК, якобы им нужно разрешение предприятия. Но река-то им не принадлежит! И это не секретная информация», — рассуждает мужчина.
Он добавил, что территорию фабрики сейчас огородили забором, а люди говорят о том, что вокруг валяются мертвые воробьи.