В далёком 2000 году немецкий художник Вольфганг Тильманс стал первым обладателем премии Тёрнера, который не был британским подданным. Это событие не только дало заметный импульс международному признанию художника, но и настолько сильно слилось с его фигурой, что открывая почти любую биографию Тильманса, вы с очень большой вероятностью прочтёте, что он родился в 1968 году в немецком городе Ремшайд (Remscheid), а через несколько строк увидите упоминание о премии Тёрнера.
К концу тысячелетия Тильманс уже был известен своими фотографиями о молодёжной клубной культуре, которые он делал в качестве репортёра. Чтобы лучше узнать какие представления о Тильмансе были у широкой аудитории, приведём отрывок из анонса BBC о результатах премии.
Фотограф, рождённый в Германии, работы которого включают изображения полуобнаженного мужчины, мочащегося на стул, и крыс, бегущих через гору мусора, выиграл самую известную награду в Великобритании.
Тем интереснее, что серия, которая была отмечена премией от лица галереи Tate, была «Concorde Grid» 1997 года, визуальный ряд которой казался скромным по сравнению с предыдущими работами. Серия "Конкорд" состояла из 56 фотографий (в одноименной книге фотографий было уже 62) сверхзвукового пассажирского самолёта, который взлетает, находится в воздухе и заходит на посадку.
"Конкорд" стала серией, которая одновременно заявила о переходе художника к новым, более серьёзным темам; а с другой стороны - к сюжету, который не теряет актуальность.
На момент создания Тильманс описывает серию, как наблюдение за остатками утопических воззрений 60-ых годов ХХ века. Вот отрывок из авторской аннотации к книге:
Это экологический кошмар, задуманный в 1962 году, когда технология и прогресс были ответом на всё, и небо уже не было пределом... Для немногих избранных Конкорд - это, по-видимому, гламурная, но стесненная и слегка скучная рутина, в то время как смотреть за её полётом, посадкой или взлетом - это странное и бесплатное зрелище, суперсовременный анахронизм и воплощение желания преодолеть время и пространство с помощью технологий.
Стоя на земле, Тильманс фиксирует артефакт ушедшей эпохи. Действительно, на тот момент, Конкорд, пожалуй, единственный сверхзвуковой самолёт, выполняющий пассажирские перевозки. К тому времени, когда экологический активизм становится более заметным, возрастает критика неэкологичного транспорта, как дорогого и вредного для окружающей среды способа передвижения. Притом, что в 1997 году коммерческие перевозки ещё продолжают существовать.
В 2000 году происходит катастрофа под Парижем, после неё Конкорд не летал 1,5 года. А в 2003 году их эксплуатация полностью прекратилась из-за удорожания топлива. И после этого Конкорд стал символом окончательно ушедшей эпохи.
Однако эта серия интересна ещё одним нюансом. Конкорд (в переводе с французского означает согласие) — совместное предприятие Франции и Великобритании. Во многом благодаря именно господдержке он не закончил полёты раньше. История отношений двух стран наполнена как множеством противоречий, так и долгим сотрудничеством.
Поэтому, когда в 2016 году в Великобритании прошёл референдум о ЕС (более известный как Brexit), серия приобрела актуальность вновь: не только напомнив о символе близких отношений между Британией и остальной Европой, но и тем, что Тильманс проявил себя как заметный активист против выхода Великобритании из состава ЕС.
«Конкорд» — это не только серия, взывающая к красоте техники и романтике путешествий (за последнее отвечает немецкое слово 'wanderlust'). Она — результат тщательного наблюдения. Если долго смотреть за улетающим самолётом, то он неминуемо скрывается за горизонтом. Но, иногда, если заранее подгадать правильное место, можно увидеть, как та же точка, двигаясь в обратном направлении, неожиданно прорывает небо, напоминая о себе.
Текст: Юрий Гудков
Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.
Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.