Найти тему
РР-Новости

Бойкот наблюдателей, задержание и исчезновение: как на Ямале поднимали явку на выборах-2018

Оглавление

Фото: newstracker.ru
Фото: newstracker.ru

Доверенные лица одного из кандидатов в президенты рассказали нам все детали своего задержания силовиками, о котором мы уже писали ранее. Подробности «темной» истории из Тарко-Сале читайте в новом материале Ксении Ширяевой.

Два доверенных лица кандидата в президенты от партии «Коммунисты России» вышли вместе в день голосования из одного избирательного участка. Через час они должны были разделиться по избирательным участкам, где в качестве наблюдателей от кандидата в президенты планировали следить за подсчетом голосов. Но этого не произошло. При выезде с избирательного участка их машину заблокировали со всех сторон. Одновременно сзади и спереди встали две машины ДПС.

Пока доверенные лица кандидата в президенты Сурайкина – Людмила Лизунова и Рамазан Нануров – оставались сидеть в машине, у водителя начали проверять документы. Без объяснения причин инспектор ДПС потребовал:

- Доставьте пассажиров в отделение полиции города

С этой минуты доверенные лица кандидата поняли, что попасть на избирательные участки к моменту закрытия у них не получится. На момент ухода доверенных лиц – примерно за полчаса до закрытия избирательных участков – явка избирателей, по словам задержанных, составляла чуть более половины

Наблюдатели Рамазан Нануров и Людмила Лизунова (в середине) были задержаны полицией за полчаса до подсчета голосов. Фото: архив Л. Лизуновой
Наблюдатели Рамазан Нануров и Людмила Лизунова (в середине) были задержаны полицией за полчаса до подсчета голосов. Фото: архив Л. Лизуновой

Исчезновение

Допрос каждого из задержанных шел около получаса. Первым на допрос к полицейским попал Рамазан Нануов. Его полчаса допрашивали об участии в якобы состоявшемся 12 марта митинге возле здания Администрации Пуровского района, центрального района в Тарко-Сале.

Якобы на этом митинге он требовал отставки губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина. Те факты, что Нануров физически не мог присутствовать на митинге, потому что приехал в Тарко-Сале за день до выборов, полицейским почему-то доверия не внушали.

Задержанное доверенное лицо одного из кандидатов в президенты потребовал присутствия адвоката. Допрос Нанурова закончился, и на разговор к силовикам вызвали – Людмилу Лизунову.

После допроса к Нанурову подошел начальник ОВД:
Пройдемте со мной.
-- Я не могу уехать. Должен дождаться Лизунову…, – отказался Нануров.
– Лизунову отвезут.

Нануров сам не заметил, как оказался рядом с машиной. Он вынужден был подчиниться требованию сотрудника ОБЕП, стоящего рядом с ним. Именно так представился человек, который настойчиво предлагал ему сесть в автомобиль. Уже в салоне Нанурову велели отдать телефон. Как объяснили сотрудники полиции – в машине ведется запись.

Машину с доверенными лицами кандидата в президенты в Тарко-Сале заблокировали машины ДПС. Фото: архив Л. Лизуновой
Машину с доверенными лицами кандидата в президенты в Тарко-Сале заблокировали машины ДПС. Фото: архив Л. Лизуновой

«Говорят, что Вы там участвовали»

Именно такой аргументацией пытались отбить всяческие объяснения задержанной Лизуновой на допросе в ОВД. Её также подробно расспрашивали об участии в митинге 12 марта у здания Администрации Пуровского района.

– Прошу ознакомиться с заявлением, в котором изложены факты моего участия в этом митинге, – потребовала от полиции задержанная Людмила Лизунова.

В ответ сотрудник полиции сообщил, что у руководства есть предположение о ее участии в митинге.

В таком случае я отказываюсь что-либо отвечать на основании статьи 51 Конституции РФ («Никто не обязан свидетельствовать против себя самого…», – прим. ред.), – заявила Лизунова.

После получения копии протокола Лизунову отпустили. Из здания полиции пожилая женщина выходила одна. Нанурова нигде не было. Доверенное лицо одного из кандидатов в президенты сначала обратилась в дежурную часть, чтобы ей сказали, куда мог исчезнуть задержанный ранее вместе с ней наблюдатель. Телефон его не отвечал.

А где Нануров?

Дежурный на все вопросы Лизуновой отвечал как-то невразумительно. Сначала ей сказали, что Нануров уехал один. Потом сказали, что он уехал с какими-то земляками.

Параллельно с поисками доверенного лица одного из кандидатов на закрытых избирательных участках шел подсчет голосов. Решение об отзыве наблюдателей от кандидата в президенты Максима Сурайкина было принято еще между допросами.

Каждый наблюдатель написал заявление председателю комиссии о прекращении наблюдения в знак протеста. Как сказала нам по телефону Людмила Лизунова, ей попросту стало жалко этих молодых людей из города Губкинский, которых затем стали пугать неизвестные на лестничной клетке, снующие перед их квартирами и интересующиеся их нахождением.

Они устроили массовый бойкот выборам. Их не было на избирательных участках, где шел подсчет голосов.

Наблюдатели от кандидата в президенты Максима Сурайкина в Губкинском устроили бойкот и ушли с избирательных участков, после задержания доверенных лиц кандидата в Тарко-Сале
Наблюдатели от кандидата в президенты Максима Сурайкина в Губкинском устроили бойкот и ушли с избирательных участков, после задержания доверенных лиц кандидата в Тарко-Сале

Наблюдатели от кандидата в президенты Максима Сурайкина в Губкинском устроили бойкот и ушли с избирательных участков, после задержания доверенных лиц кандидата в Тарко-Сале

...

Лизунова продолжала ждать в коридоре полиции хоть какой-то информации о точном нахождении своего коллеги Нанурова. В конце концов, женщина обратилась к дежурному полицейского участка:

Я требую принять мое заявление о пропаже человека!

Через несколько минут Нануров вышел на связь. Выяснилось, что после того, как он сел в машину возле полицейского участка, допрос об участии в митинге стали вести с ним уже из салона автомобиля. Представившиеся сотрудниками ОБЭП неизвестные возили по городу Нанурова в течение полутора часов. Все это время он был без связи, телефон у него, как мы уже говорили, отобрали. Затем один из сотрудников посмотрел на часы.

Все. Время, – сказал он.

После этих слов задержанного Нанурова высадили из автомобиля возле магазина.

Как прокомментировали нам сами участники этого странного задержания в день голосования, сделано все это было с одной целью – исключить наблюдателей одного из кандидата от подсчета голосов.

«Я этого не оставлю. Вот так просто взять и забрать нас без всякого объяснения. Как будто мы никто…», – возмущается ситуацией Людмила Лизунова.

Доверенных лиц возмущает ситуация, в которой при объявлении о проведении "наичестнейших" выборов почему-то в двух городах ЯНАО (Тарко-Сале и Губкинский) возник страх перед непарламентской партией «Коммунисты России».

Официальных комментариев Избирком и правоохранительные органы пока по этому поводу не давали. Но есть большая доля вероятности, что в данных действиях силовиков не будет усмотрено нарушения избирательного законодательства.

Ст.14 ФЗ РФ «О полиции» позволяет задерживать на три часа любого человека для выяснения его личности, а также в случае, если задержанный подозревается в совершении преступления, либо в отношении него ведется производство по делам об административным правонарушениям.

К 18:00 мск явка на Ямале составила 84,86%. По предварительным данным, в этом регионе на выборах президента России кандидатуру Максима Сурайкина поддержали 0,53% избирателей. Владимира Путина85,54 %.