Найти тему

Как мужик уходил на третью в своей жизни войну

Словно взрыв, неожиданный, гулко-раскатистый, пришло известие в Артенки: война! И отозвалось оно в сердцах людей тревогой, болью и непреклонной решимостью биться с врагом на смерть за свободу и независимость. Одного за другим отправляла Мария Романовна сыновей на фронт. Уехали старшие сыновья Михаил и Александр. В октябре сорок первого года, когда враг рвался к Москве, дошла очередь и до бывшего красного артиллериста Павла Максимовича.

Поклонился Павел Максимович своей земле, одного за другим поднимал на руки своих малых деточек, прижал к широкой груди жену и пошел на третью в своей жизни войну. Ровно через год, прервав учебу в педагогическом институте, направился на фронт и восемнадцатилетний Владимир Пряженников.

Притихла в ежечасном, ежеминутном ожидании вестей с фронта, словно съежилась деревня Артенки. Не стало в ней песен Пряженниковых ни грустных, ни веселых, сиротливо приютились в уголке избы их гармони. Разбросало их хозяев на разные участки войны. Сержант Павел Максимович и капитан Михаил Павлович разят врага из своих пушек, старший лейтенант Александр Пряженников бьет их с самолета, а младший лейтенант Владимир Пряженников обеспечивает связь наступающим частям. Каждый из них пишет домой короткие, но очень теплые письма. Радостью наполняется тогда дом Пряженниковых. А если от кого-то долго нет вестей, Мария Романовна идет по зимней дороге за пятнадцать километров на почту, чтобы самой убедиться, действительно ли их нет.

-2

Первая страшная весть пришла весной 1943 года: 18 февраля в бою с немецко-фашистскими захватчиками пал героической смертью старший сын, капитан Михаил Павлович Пряженников. Летом сорок третьего года Павел Максимович, еще не зная о гибели старшего сына, писал своей дорогой семье:

«Живите потихоньку, к весне, наверное, все будем дома».

В одну из сентябрьских ночей Мария Романовна услышала, как будто он пришел, соскочила с постели, растормошила детей: «Быстрей вставайте,— шептала она им, не скрывая слез радости,— папа приехал! Я сама слышала, как он постучал в окошко и сказал: «Откройте!» Дети поднялись. Мария Романовна, накинув второпях на голову платок, выбежала во двор, но там ее встретили лишь тишина да темень. Долго стояла Мария Романовна, прислушиваясь к звукам. Вернулась в избу опустошенная и опустилась на скамейку рядом с притихшими детьми. Семь пар широко открытых глаз были направлены на дверь, по личикам катились слезы. Никто в эту ночь так и не уснул.

А в это время далеко на западе, отбивая очередную танковую атаку, сержант Пряженников, упершись крепким плечом об лафет, разворачивал свою тяжелую пушку. Фашистская мина разорвалась прямо под ногами. Павел Максимович медленно осел и с болью в голосе сказал последние слова: «Боже мой! Ой, детки мои малые!» И сложил свою голову старший из Пряженниковых на Смоленской земле.

Читать больше похожих публикаций

Понравилась статья? Подпишись на канал!