Найти тему

Песочные фантазии

  Что такое песочные фантазии и зачем они нужны? Техника «песочной терапии» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода.

Что такое песочные фантазии и зачем они нужны?

Техника «песочной терапии» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода. Она во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного, как источником внутреннего роста и развития. Песочная терапия — один из удивительных методов терапии - в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психотерапии. Это один из способов познания себя и с окружающего мира; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что дает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира, прикоснуться к глубинному, подлинному Я.

Песок - природный материал, он наполняет энергией и дает ощущение Творца любому человеку, взаимодействующему с ним. Песок - очень податливый инструмент творчества, объекты из него можно легко изменять в любой момент без особого сожаления. Песок — демократичный материал, он позволяет работать с собой каждому и даже тому, кто не обладает особым художественным даром, а потому боится оценки и отказывается рисовать. Песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды. Песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, что самым положительным образом сказывается на работе всех внутренних систем человеческого организма. Песок и работа с ним требует времени, он обучает человека терпеливости.

Поэтому песчаная стихия способна творить чудеса! Игра ребенка с песком имеет давнюю историю. Попадая на пляж, каждый ребенок с большим энтузиазмом принимается строить песочные замки, мосты, дороги и целые города. Пластичность песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира. При этом он выступает как создатель, не привязанный к результатам своего труда. Ребенок строит замок из песка, какое-то время играет с ним, а потом замок разрушается и создается нечто новое. Один этап жизни завершается, уступая место следующему этапу и этот процесс бесконечен. В этой череде сменяющих друг друга этапов увидеть смысл бытия: все приходит и уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, старое уступает место чему-то новому. Проигрывая эту ситуацию многократно, играя с послушными песчинками, человек достигает состояния равновесия, успокаивается - в его внутреннем пространстве снижается напряжение, уходит чрезмерное переживание. Поэтому процесс игры с песком оказывает положительное воздействие на психику человека.

Для детей и подростков трудно, а порой, в силу возраста и небольшого опыта, невозможно увидеть и осознать причины того, что с ним происходит. Ребенок не может найти правильное решение проблемы, понять как надо себя вести. Песочная терапия позволяет сообщить некоторый бессознательный материал о человеке ему самому и консультирующему психологу. Автор метода «песочной терапии» - Дора Калф (швейцарский юнгианский аналитик), считает главным принципом, положенным ею в основу работы, — «создание свободного и защищенного пространства», в котором клиент — ребенок или взрослый — может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы. «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» (Дора Калф, «Sandplay», 1980).

Таким образом мы можем сказать, что психологические занятия на песке - это интересный и необходимый метод развития ребенка. Что же дают занятия с песком для детей разного возраста? Уже в дошкольном возрасте начинается настоящая песочная терапия. Ребенок создает на песке то, что созвучно его внутренним переживаниям – с помощью игр с податливым материалом он сможет сформулировать то, что его волнует. Ведь есть много моментов, когда ребенок не может передать словами то, что у него на душе. Песочная терапия с успехом используется в логопедии – в игровой форме намного легче преподавать материал, а также быстрее устанавливается контакт с ребенком. С помощью песочной терапии намного легче добиться от ребенка правильной речи. С помощью песка и небольших фигурок можно придумывать целые волнующие сюжеты, проигрывать конфликтные ситуации – в этот момент человек освобождается от напряжения и невысказанности. Благодаря полученному в такой игре опыту, ребенок станет более раскованным и смелым в реальной жизни, он станет успешным, научится понимать себя и других людей.

В подростковом возрасте занятия с песком помогут, если подросток:

испытывает страхи или сильные эмоциональные перегрузки (развод родителей, проблемы в школе, психологическая травма);
неспособен объяснить словами то, что он чувствует или думает;
часто прогуливает школу; проявляет грубость, агрессивность;
не желает что-либо делать, при наличии способностей плохо учится;
остро переживает возрастной кризис;
чрезмерно увлечен компьютером, телефоном, виртуальным общением;
запутался;
замкнут, необщителен, не может найти общий язык со сверстниками и учителями.

Занятия с песком оказывают позитивное влияние на эмоциональное состояние детей и подростков. У них наблюдается положительная динамика в развитии:

- образного мышления;

- тактильной чувствительности;

- зрительно-моторной координации;

- ориентировки в пространстве;

-сенсо-моторного восприятия.