Аургазинцы до сих пор с гордостью вспоминают событие, произошедшее 30 января нынешнего года. В этот день более трех тысяч человек — и стар и млад — вышли на озера бурить лунки для спасения рыбы от замора. Беспрецедентной по масштабам акцией руководил находившийся в это время в двух тысячах километров от Толбазов, в городе Радужном Ханты-Мансийского округа, земляк Мидхат Хасанов. В полезности общественных работ никто не сомневается. Но вот в эффективность их результатов мало кто сегодня верит: попробуй в нашу прагматичную эпоху поднять столько народу на бесплатный труд! Даже государственные чиновники, обязанные мобилизовывать массы на добрые дела, не решаются на подобные инициативы. А зря! Надо бы им поучиться у Хасанова.
С Мидхатом нам удалось встретиться в последний день его отпуска на малой родине, в деревне Кшанны Аургазинского района. Вечером со всей семьей он опять улетал в Радужный. Те природные качества Хасанова, о которых рассказали нам его земляки, проявились в первые же минуты общения: веселый нрав, оптимизм, этакая умеренная, как любят говорить сибиряки, «шухерноватость» (авантюризм со знаком «плюс») — все это признаки хорошего здоровья, физического и духовного.
— В Кшанны приезжаю дважды в год, обязательно с подарками для известных людей, — с веселым прищуром рассказывает Мидхат и раскрывает секрет своей щедрости. — Всем главам администраций сельских поселений и, само собой, района, директорам школ, муниципальным служащим я подарил в этом году по ледобуру. Мелочь вроде бы, но это хорошее напоминание о том, что зимой надо рыбу спасать, иначе нечего будет ловить в озерах.
Хасанову достаточно было в январе обзвонить всех обладателей ледобуров, чтобы разбудить у чиновников и руководителей высокое чувство долга, гражданственности, любви к природе. Да мало ли благородного потенциала усыпила в человеке наша капиталистическая реальность! Проще все и вся оптимизировать, на это много ума не надо. Но есть другой путь, по которому идут такие, как Хасанов: сажать сады, восстанавливать леса, зарыбливать водоемы.
В период отпусков он активно запускает мальков в озера вокруг Кшаннов. Занятие это, по словам Мидхата, не стоит больших денег. Доброе дело совершается так. Сибиряк идет с визитом к руководителям рыбхоза и просит отпустить ему партию мальков со скидкой в цене. Другому бы отказали, а Хасанову нет, потому что в его делах нет коммерческой основы. Все одиннадцать водоемов в Аургазинском районе, которые Хасанов зарыбил, открыты для любительской рыбалки любому желающему. К тому же у сибиряка-аургазинца непререкаемый статус общественника: вице-президент Тюменского областного Общественного фонда имени Муравленко, член Общественной палаты Югры и регионального совета Ханты-Мансийского отделения Всероссийского совета местного самоуправления, начальник штаба по выборам президента РФ, губернатора Югры, руководитель общественной приемной Дмитрия Медведева по городу Радужному.
— Слишком длинный перечень должностей, — замечаю осторожно своему собеседнику.
— Думаете, Хасанов не успевает? — опять хитро щурится Мидхат Равилович. — Жалею, что поздно стал заниматься общественной работой. Надо было начать еще в 1971 году, когда переехал в Радужный после демобилизации. Сегодня все эти должности помогают мне настраивать влиятельных людей на то, чтобы не только брать у природы, но и отдавать ей, сколько в силах.
Тысячи конвертов раздал Мидхат чиновникам и руководителям разных рангов в Западной Сибири и в Башкортостане. Журналистам тоже перепало. Что спрятано в конвертах? Четыре полиэтиленовых пакетика со спичечный коробок, набитых зернышками кедра, и листок с инструкцией, как сажать зерна в грунт и пошагово ухаживать за ростками, а также как выращивать грибы, бруснику, чернику. Такими посадками Хасанов увлекается уже десятки лет. Нет, не у себя в саду, а в обычных лесах на просторах России. Куда бы ни приехал, отправляясь на природу, раскладывает заранее заготовленные грибницы или споры, сеет семена ягод. В одном Аургазинском районе из его конвертов посажено пять тысяч кедровых орехов, есть уже всходы. Нынче в мае, собираясь домой в отпуск, заготовил 200 кустов кедрача за день до вылета, и уже на следующий день они были высажены на башкирской земле.
Не чудит ли мужик с заботой о природе? Может быть, все это для репутации, закралась мысль до встречи. Но чудиком или человеком с непомерными политическими амбициями он, слава богу, не был. Просто получил воспитание в правильной семье, которая решилась родить и вырастить одиннадцать детей. Отец — строитель в колхозе «Октябрь». «Работа у него была адская, — вспоминает Мидхат. — Деревенские мужики в каменоломне отбивали куски природного известняка и возводили из них колхозные здания. Причем до начала работы, с пяти утра успевали сходить на подработку: ставили срубы под дома, бани. И после работы шли на какие-нибудь заказы. Расплачивались с ними в основном продуктами. Мама была в колхозе разнорабочей. Поэтому за домом смотрели мы, старшие дети». После школы-восьмилетки Мидхат выучился в ишимбайском ГПТУ-28 на сварщика. Отслужив в погранвойсках, поехал на ударную комсомольскую стройку будущего города Нижневартовска. Трудился плотником, каменщиком, кровельщиком, монтажником. Учился заочно на курсах мастеров. Работал прорабом, начальником участка, управления, гендиректором строительной фирмы.
В Радужном его считают «строителем номер один». В 90-е годы стройки по стране остановились, однако там продолжали крутиться башенные краны. Хасанов поднимал 216-квартирную девятиэтажку, когда из Москвы приехала в город высокая делегация. Столичным гостям мэр объяснил, что дом строится благодаря порядочности Хасанова — в долг. В долг заводы отпускают ему панели, кирпичи, люди также верят своему директору и вкалывают без зарплаты. Через полгода Хасанов рассчитался со всеми. И приступил к новым объектам.
На Тюменщине аургазинца многие стыдят: «Ты, Мидхат, не рыночник». «Выходит, порядочность — не рыночное понятие? — разводит наш собеседник руками и убежденно говорит: — Они что-то путают». «Путают, — соглашаюсь с ним и успокаиваю: — Просто в России не тот рынок».
Едем через Кшанны к ближайшему пруду. Водоемов даже в самой деревне несколько. Вот противопожарный. Когда-то он высох и зарос. Хасанов нашел бульдозер и восстановил его. Так ожили благодаря его усилиям еще два пруда. Улицы в деревне асфальтированные, дома газифицированы, в центре есть детсад, школа, Дом культуры.
— К сожалению, школу нынче закрыли по оптимизации, — морщит лоб сибиряк и предлагает поехать посмотреть на свою радость — вылупившихся из земли кедрачей. Зеленые «ежики» вылезли в палисаднике бывшего колхозного бригадира, ныне охранника детсада Айдара Уразаева. Мужчина работящий и совершенно непьющий, заботится о своем подворье.
— Если правильно ухаживать, за пять лет они вытянутся всего на 30 — 35 сантиметров, — мечтает, присев на корточки, Хасанов. — Зато потом будут расти куда быстрее. Если сделать прививку, орехи появятся через 15 — 16 лет. А в природном режиме кедр начинает давать орехи через 45 лет. Если бы занялся посадками в 1971 году, когда приехал в Сибирь, уже получил бы первый урожай. Ума тогда, у молодого, не хватило, — укорял себя Мидхат.
Вот поэтому умудренный жизнью строитель, раздавая конверты, ледобуры и саженцы, дает сегодня мастер-класс планирования на 45 лет вперед. Природа всегда готова к взаимной любви.
Как вырастить кедр в домашних условиях
Из ореха или саженца? Тут долго раздумывать не надо, весь вопрос в деньгах. Саженцы стоят довольно дорого, и никто не даст гарантий, что деревце на новом месте приживется. Поэтому можно попробовать вырастить кедр из ореха.
- Семечки не должны иметь неприятного запаха, плесени и повреждения покрова. Всхожесть они сохраняют два-три года, а при правильном хранении и до 10 лет.
- Дабы всходы не поражались грибком, семена нужно протравить два часа в 0,5-процентном растворе марганцовки.
- Чтобы вырастить кедр из орешка, семенам нужно пройти длительную подготовку. Подготавливаем семена следующим образом: сначала в течение трех суток замачиваем их, меняя воду каждый день. Затем перемешиваем орешки с влажным (естественно, чистым) песком и укладываем в тряпичный мешочек или деревянный ящик с отверстиями по бокам для притока воздуха. Хранить в такой упаковке семена нужно в холодильнике или любом другом месте при температуре +4 — 6оС. Раз в неделю песок увлажняем до состояния, в котором ставили в холодильник. Если появилась плесень, песок следует заменить, а орешки перебрать и удалить пораженные.
- Примерно через 5 — 7 месяцев орешки будут готовы прорасти, поэтому их нужно промыть и посеять в горшки. Почва рекомендуется супесчаная, а глубина посадки — 0,5 — 1 сантиметр. Горшки держат в помещении при температуре 20 — 22оС. Прорасти семена должны через полмесяца — месяц после посадки. Как только всходы появились, нужно проследить, чтобы они получали достаточно света, но при этом не находились постоянно под воздействием солнца.
- Летом молодые растения можно выносить в сад, пусть привыкают к воздуху и солнышку. А после постепенно высаживать в рыхлую питательную почву. Юные растения неплохо переносят пересадку, а потому расстояние между ними можно делать не особенно большим. А вот трехлетние кедры пересаживать можно будет только ранней весной, более старые растения пересадку любят еще меньше, а уж если корни будут подсушены, то и вовсе могут не прижиться. Чтобы с успехом пересадить росшее в течение пяти лет дерево, нужно сформировать корневой ком. За год до пересадки вокруг ствола делают круговой надрез диаметром 0,6 — 1 метр. При этом глубинные корни остаются нетронутыми, подрезаются только горизонтальные.
- В первые годы жизни кедрам необходима тень, а потому неплохо бы их притенять дополнительно или сажать в глубине сада. С поливом дело обстоит тоже не так просто — кедрам необходимо увлажнение, они любят воду, но избыток влаги приведет к их гибели.
- Более взрослые саженцы тоже будут нуждаться в уходе, но выражаться это будет не в удобрении и рыхлении почвы, а в ее мульчировании. То есть приствольный круг нужно будет покрыть слоем мульчи — опавшей хвои или прополотых сорняков. Чтобы вырастить кедр из орешка, потребуется не столько хлопот, сколько терпения — статный красавец вырастает далеко не за один дачный сезон.