Найти тему
Журнал "MAN"

Подводный атомоход типа "Ясень". Проект 885.

Подводные лодки проекта 885 – это квинтэссенция всего опыта, который получил отечественный военно-промышленный комплекс за полвека создания и эксплуатации атомных субмарин.

Ядерная сердце дало свежий глоток воздуха в подводный флот. Это сделало их повелителями океанов и грозной силой с которой приходилось считаться. При появлении ядерных баллистических ракет ими же оснастили и подводные лодки. Они способны своими ударами уничтожать города, стирая их с лица земли. Они стали частью триады, на ровне с континентальными баллистическими ракетами и авиацией способной доставить ядерный заряд в любую точку планеты. Но самолеты можно перехватить, а точки дислокации всех континентальных ракеты уже давно известны. Но подводная лодка может нанести удар и скрыться, ее положение тяжело определимо. Так что ответ мало вероятен.

Развитие атомного подводного флота в США и СССР шло по несколько разным путем. В США «отцом атомного флота» считается адмирал Хьюман Риковер. Этот человек жестко контролировал все этапы проектирования и постройки подводных кораблей, жестко отметая все параллельные проекты, которые он считал бесперспективными и ненужными. Результатом такой политики стала простая, стройная и единая линия развития американского подводного флота и как результат ее небольшое количество типов субмарин, которые стоят на вооружении ВМФ США.

В Советском Союзе ситуация была противоположной. Существовали три КБ, которые занимались проектированием АПЛ: «Малахит» и «Рубин» (г. Ленинград) и горьковское «Лазурит». Эти конструкторские бюро конкурировали между собой, предлагали руководству страны различные проекты стратегических и многоцелевых подлодок, что привело в итоге к использованию ВМС СССР большого количества различных типов и модификаций субмарин. Это значительно усложняло их эксплуатацию и обслуживание. И конечно же, делало их во много раз дороже.

В середине 70-х годов ВМФ СССР получил сразу несколько АПЛ третьего поколения.

В 1977 году начались работы над созданием облика подводной лодки следующего, четвертого поколения. Задание на проектирование нового корабля получили все три конструкторских бюро. «Рубин» работал над подлодкой с противокорабельными крылатыми ракетами, «Лазурит» — над специализированной противолодочной АПЛ, а конструкторы КБ «Малахит» занялись разработкой многоцелевой подводной лодки, со временем получившей наименование «Ясень».

Однако позже военные приняли поистине революционное решение: объединить все три проекта в один и создать первую отечественную многоцелевую подводную лодку. Основной его причиной стало постоянное увеличение стоимости субмарин от поколения к поколению. Базовым проектом для создания нового корабля был выбран «малахитовский» «Ясень»

-2

АПЛ «Ясень» — это один из самых секретных проектов российского ВПК: любые съемки в цехах Северного машиностроительного предприятия, где происходит сборка кораблей, строго запрещены. И в этом нет ничего удивительного: «Ясень» называют самым передовым проектом российского военного кораблестроения. Например, если в новейших подводных ракетоносцах четвертого поколения типа «Борей» (проект 955) впервые примененное оборудование составляет примерно 40%, то у АПЛ «Казань» практически все системы, узлы и механизмы нигде и никогда прежде не использовались.

Проект 885 «Ясень» стала исключением из традиций советского подводного кораблестроения.

Большинство советских атомных подводных лодок имели двухкорпусную конструкцию. То есть, они имели прочный корпус, который находился внутри легкого, а между ними располагались балластные цистерны. На такой конструкции настаивало военно-морское руководство, считая, что субмарины, построенные по такой схеме, имеют больший запас плавучести.

-3

Двухкорпусная схема отрицательно сказывается на скрытности АПЛ. В этом случае легкий корпус играет роль своеобразного резонатора и значительно усиливает шумность подлодки в низкочастотном диапазоне. Именно по этой причине американцы давно отказались от подобной схемы и строили свои подводные лодки с одним корпусом, размещая прямо в нем балластные цистерны.

АПЛ проекта 885 «Ясень» имеют компромиссную полуторакорпусную конструкцию: легкий корпус закрывает прочный только в носовой части корабля и над надстройкой в районе ракетных шахт.

Лодка выполнена по одновальной схеме, корпус субмарины изготовлен из высокопрочной маломагнитной стали. АПЛ проекта 885 «Ясень» оснащены малошумным винтом с семью лопастями особой саблевидной формы.

Экипаж субмарины состоит из 90 человек, из которых 32 являются офицерами.

Еще одним конструкторским решением, необычным для советской школы подводного кораблестроения, стало размещение в носовой части субмарины большой сферической антенны гидроакустической станции. Она является важнейшей частью гидроакустического комплекса нового поколения. Сферическая антенна имеет большое количество чувствительных детекторов, а ее расположение обеспечивает наилучшие условия для ее работы. Необычность ситуации в том, что из-за размещения антенны из носовой части лодки пришлось убрать торпедные аппараты, которые на советских АПЛ традиционно находились в носовом отсеке.

Прикрыты торпедные аппараты.
Прикрыты торпедные аппараты.
В носовой части прекрасно видна антенна и выходы из торпедных аппаратов.
В носовой части прекрасно видна антенна и выходы из торпедных аппаратов.

На «Ясенях» они перенесены в среднюю часть корабля и расположены под углом к диаметральной плоскости лодки. Подобное размещение уже более сорока лет используется в американском подводном флоте, но всегда отвергалось в ВМС СССР, потому что при таком расположении торпедных аппаратов при стрельбе лодка должна значительно снижать ход.

Согласно другим данным, кроме гидроакустического комплекса , лодки проекта 885 будут оснащены гидроакустическим комплексом, с антеннами, расположенными по всей площади корпуса корабля. Вероятно, субмарины этого проекта также будут иметь буксируемую низкочастотную антенну, выпускаемую из верхней части руля.

Кроме того, реактор АПЛ «Ясеня» имеет высокий уровень естественной циркуляции теплоносителя первого контура, что значительно уменьшает шумность субмарины. Лодка сможет идти на достаточно высокой скорости (вероятно, до 25 узлов) не используя насосы для циркуляции теплоносителя – один из главных источников шума современных подводных лодок.

На малых скоростях «Ясени» будут использовать электромоторы, чтобы понизить шумность хода.

Основным видом вооружения подводных лодок проекта «Ясень» являются крылатые ракеты и торпеды.

Подводные лодки оснащены восемью вертикальными пусковыми установками СМ-346 (по 4 на каждый борт), в которых можно разместить 24 ПКР П-800 «Оникс». Также можно использовать ПКР «Бирюза» и «Калибр». Система управления стрельбой позволяет производить запуск через четыре минуты после поступления команды.

Кроме ракетных пусковых установок, АПЛ «Ясень» имеют десять торпедных аппаратов калибра 533 мм. Боезапас составляет тридцать торпед. Подлодки могут использовать торпеды УСЭТ-80, а также телеуправляемые торпеды, в будущем АПЛ планируют вооружить новыми торпедами «Физик-1» и «Футляр».

-6

На данный момент "Ясень" является одной из самой совершенной АПЛ в мире. Стоимость такая же как и американского морского волка.

Всем спасибо за внимание!
Подписывайтесь на канал и ставьте палец вверх.