Прошло уже 35 лет с тех пор как 7.12.1972 на экраны вышла картина Рязанова "Старики-разбойники". Кинофильм стал очередным триумфом режиссера, за год он собрал более 30 000 000 зрителей.
В кино в очередной раз была показана игра двух великих мастеров - Юрия Никулина и Евгения Евстигнеева. Не осталось незамеченной и игра таких актеров как Андрей Миронов, Ольга Аросева и Георгий Бурков.
Первоначально роль нового следователя, пришедшего на смену "старику" Юрию Никулину, предназначалась "Сухову", Анатолий Кузнецов от нее отказался, о чем впоследствии весьма жалел.
Принцип появления картины был "не было бы счастья, да несчастье помогло". Дело в том, что Рязанов хотел экранизировать "Сирано де Бержерака", однако его замысел был отвергнут. Это нанесло сильный удар по здоровью режиссера, в результате он оказался в больнице с сердечным приступом.
Пребывание в лечебнице не было совсем уж скучным - Рязанов познакомился с пожилым мужчиной, который рассказал печальную историю из своей жизни. Нового знакомого отправили на пенсию из прокуратуры без всяких видимых причин, просто занимаемое место понадобилось для нового работника с волосатой лапой.
История запала в душу режиссеру, он высказал соболезнование соседу по палате, а затем рассказал эту историю своему напарнику по литературному творчеству Эмилю Брагинскому. Соавтор счел произошедшее в прокуратуре вполне подходящим для нового литературного произведения, и соавторы засели за работу. Вскоре появился сценарий будущей картины.
Если с исполнителями главных ролей режиссер определился буквально сразу, то с кандидаткой на главную роль пришлось помучиться - сразу протолкнуть на утверждение Ольгу Аросеву не удалось. Во всей стране она ассоциировалась с пони Моникой из комедийного "кабачка 13 стульев", здесь же специфика роли была совершенно иной. Кроме того, актриса просто никогда не держала в руках оружие.
Тем не менее сопротивление художественной комиссии удалось преодолеть, а актриса с энтузиазмом стала учиться стрелять. Порой этот энтузиазм зашкаливал до такой степени, что Аросева не могла держать в руках ложку, настолько сильными были травмы от отдачи.
Юрий Никулин не был доволен своей игрой и полагал роль следователя Мячикова одной из худших своих работ в кинематографе. Дело здесь было не в неудачной игре самого великого комика, просто сценарий оказался относительно прямолинейным и не подразумевал творческой импровизации.
Зато неожиданность во время съемочного процесса поджидала самого актера - одна из частей картины снималась в таксопарке, куда Никулин приехал на "Волге". Закончив съемку эпизода машины "старик-разбойник" не обнаружил. Выяснилось, что у автомобиля некоторое время крутились различные люди, которые выспрашивали кому принадлежит машина. Видимо они ее и угнали.
Сам угон был совершен, что говорится "внаглую", примерно так, как в фильме сам Никулин на пару с Евстигнеевым воровал в музее картину Рембрандта. Впрочем, сейчас все обошлось хорошо - довольно быстро четырехколесный друг приехал на свое место. Дело в том, что почитающее творчество Никулина начальство, приказало бесплатно отремонтировать автомобиль народного любимца.
А в музее, благодаря съемкам фильма, произошла реальная кража - преступники загримировались под актеров и реально украли одну картину Рембрандта и сразу 3 Рубенса. Музейные работники были уверены, что идут репетиции. Только прибытие настоящей съемочной группы раскрыло всем глаза. Милиция проявила себя хорошо и через 5 дней похищенные произведения искусства вернулись на свои места.