С 18 марта вступило в силу новое требование к водителям - надевать световозвращающие жилеты при вынужденной остановке вне населенных пунктов.
И уже появилось множество мифов об этих жилетах, о штрафах и ГОСТах. Этот нездоровый ажиотаж стоит охладить и внести ясность.
Для начала приведу тот самый пункт 2.3.4 ПДД:
Водитель транспортного средства обязан:
В случае вынужденной остановки транспортного средства или дорожно-транспортного происшествия вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014.
Теперь к мифам.
Водитель обязан всегда возить жилет с собой?
Не обязан. Есть обязанность "быть одетым" в определенных случаях, не более того.
Если вы не планируете попадать в ДТП или совершать вынужденную остановку, то и жилет без надобности. Хотя это, вроде бы, для повышения безопасности...
По требованию сотрудников ГИБДД водитель обязан показать жилет?
Нет такой обязанности. Водительское, техпаспорт и полис иметь при себе и предоставлять по требованию водитель обязан (п. 2.1.1.), а жилет нет.
Да, и сотрудники ГИБДД могут лишь поинтересоваться, спросить о наличии, но не требовать. Нет у них права требовать предъявить жилет - ни в ПДД, ни в Административном регламенте.
Жилеты должны строго соответствовать требованиям ГОСТа 12.4.281-2014?
И да и нет.
По этому поводу я направил запрос в ГИБДД, жду ответа.
В действующей редакции указанного пункта ПДД не совсем понятно, что именно должно соответствовать требованиям ГОСТа 12.4.281-2014.
Указанный ГОСТ содержит требования как к специальной одежде повышенной видимости в целом, так и к отдельным ее элементам, в том числе к полосам светоотражающего материала.
При этом существительные «в куртку, жилет или жилет-накидку» в данном пункте правил употребляются в винительном падеже, а слово «с полосами» употребляется в творительном падеже множественном числе. Причастие «соответствующих» употребляется во множественном числе и, судя по окончанию, в родительном падеже.
Определить существительное, от которого зависит причастие «соответствующих» не представляется возможным, так как оно не согласуется ни с существительным «с полосами», ни с существительными «в куртку, жилет или жилет-накидку».
В этой связи я и попросил ГИБДД разъяснить, что именно по смыслу пункта 2.3.4 ПДД должно соответствовать требованиям ГОСТа 12.4.281-2014: одежда или полосы?
Разберутся с падежами и числами и обязательно ответят.
Следующий по списку миф про ответственность и штрафы.
За отсутствие жилета в автомобиле будут штрафовать по статье 12.5 КоАП?
Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Ну, нет. Перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация автомобиля, не содержит положение о светоотражающем жилете. Поэтому отсутствие жилета не запрещает эксплуатацию, а значит нет оснований для привлечения к ответственности по ст. 12.5 КоАП.
Возможность привлекать водителей по статье 12.27 КоАП "Невыполнение обязанностей в связи с ДТП"
Тут не все так очевидно. Обязанности водителей в связи с ДТП предусмотрены пунктами 2.5, 2.6, 2.6.1, 2.7 ПДД. И это, как вы понимаете, не пункт 2.3.4.
Новая обязанность водителей, по сути своей, с ДТП никак не связана, хотя при желании за уши ее притянуть можно к статье 12.27 КоАП.
Для этого должно многое совпасть: ДТП за городом, ночное время или ограниченная видимость, водитель на проезжей части или на обочине, к тому же нужен сотрудник ГИБДД, которому больше заняться нечем кроме оформления протокола за жилет...
Честно говоря, сейчас за отсутствующих знак аварийной остановки крайне редко наказывают. Но попытки привлечения к ответственности по ст. 12.27 КоАП вполне возможны.
Тут время покажет и судебная практика. На мой взгляд, не разумно за нарушение п. 2.3.4 привлекать по ст. 12.27 КоАП.
Жилет нужно одевать только в ночное время суток?
Если внимательно прочитать пункт 2.3.4, то можно заметить "либо в условиях ограниченной видимости".
"Ограниченная видимость" - видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами
То есть новая обязанность для водителей действует не только в ночное время, но и в дневное в условиях ограниченной видимости.
Правда, с этим моментом тоже не совсем понятно. Про чью ограниченную видимость в данном случае идет речь?
Определение ограниченной видимости из ПДД я привел, там про водителя речь идет.
Водитель - это лицо, управляющее каким-либо транспортным средством.
Согласитесь, сложно управлять автомобилем, находясь снаружи "на проезжей части или обочине". Очевидно, ограниченная видимость в данном случае не относится к тому, кто должен быть в жилете.
К кому это относится и как определять была ли ограничена видимость?
Думаю, с этим моментом будет так же, как с последним абзацем пункта 4.1 ПДД про "недостаточную видимость" и пешеходов в жилетах. То есть никак.
В автомобиле должны быть жилеты для водителя и пассажиров?
В правилах четко сказано "водитель обязан".
Про пассажиров ни слова. Значит пассажиры не обязаны быть в жилетах, по желанию.
В общем довольно странный пункт ПДД получился.
Не уверен, что ответственные за сие творение долго мучались в раздумьях, включая эту обязанность с жилетами в Правила дорожного движения. Получилось нелепо.
Поймите меня правильно, я допускаю, что в развитых странах Европы эти жилеты повышают безопасность на дорогах. Но в России беда с дорогами.
Сейчас весна, тает снег, а со снегом тает и асфальт. И вот в очередной раз сотрудники ГИБДД вместо того, чтобы составлять акты о неудовлетворительном состоянии дорожного покрытия, вместо того чтобы привлекать дорожников и чиновников к ответственности за ямы на дорогах.
Вот вместо действительно полезного сотрудники ГИБДД теперь будут до майских праздников приставать к водителям с этими несчастными жилетами.
Согласно официальным данным, за 2017 год в России пострадали 60 водителей, находившихся в момент ДТП на проезжей части около своих автомобилей. 60 человек на всю необъятную страну в 147 000 000 человек.
При этом десятки тысяч ДТП происходят по вине дорожных ям и ухабов, которые приходится объезжать и по встречке, и по обочине, иногда даже перепрыгивать приходится...
Симпатичные светоотражающие жилеты. Ну-ну...
Другие мои заметки можете прочитать на канале.
Вопросы и пожелания пишите на почту: myzen@inbox.ru
Подписывайтесь на канал в Телеграме, чтобы получать уведомления о новых заметках.