ИЛЬДАР КАЗАХАНОВ «Red Auto» - Bomba-Piter, 2013
* * * *
Ильдар Казаханов (g), Константин Маминов (ts), Максим Кореневский (bg), Пётр Михеев (dr), Евгений Понаморев (keyb), Алексей Денисов (dr), Игорь Рудик (keyb, xyl), Сергей Богданов (bars), Кирилл Бубякин (as), Евгений Соколов (tp), Константин Семёнов (tb), Александр Бармин (whs), Виктор Савич (bg)
Рецензия: Кирилл Мошков, главный редактор «Джаз.Ру»
Автор просит позволения начать эту рецензию со своего рода исповеди. Дело в том, что я никогда не верил в российский smooth jazz. Не в плане его существования — поди в него не поверь, когда и в Москве, и в С.-Петербурге есть (в отсутствие настоящего джазового радио) по целой радиостанции, передающей именно smooth jazz — «Радио Джаз» и «Эрмитаж», соответственно. Я не верил в него в том смысле, что не мог увидеть художественного смысла за попытками российских музыкантов — иногда чрезвычайно талантливыми, качественными попытками! — играть «современную инструментальную музыку для взрослых» такой, как она сложилась в Калифорнии на рубеже 1980-90-х гг., в отсутствие социальной базы для её аудитории.
Всё-таки «смут-джаз» может процветать, грубо говоря, только там, где есть общественный консенсус по вопросу невозможности звучания в лифтах дорогих бизнес-центров музыки «русский шансон». Там, где в лифтах небоскрёбов может звучать «шансон», не может существовать аудитория для всерьёз исполняемого «смут-джаза». Поэтому мне представляется тупиковой ситуация, когда музыкант в социально-географическом ареале бытования «русского шансона» всерьёз играет «смут-джаз» и рассчитывает достичь в этом деле творческого совершенства. Ведь в силу бытового, прикладного характера этого стиля творческое совершенство в нём неразрывно связано с коммерческим успехом. Вы можете представить себе творчески совершенного, но голодного исполнителя смут-джаза, живущего в съёмной «однушке» на заводской окраине? Я — не могу.
Казалось, логическая точка в этой эстетической коллизии — смут-джаз в России — была поставлена несколько лет назад, когда самый мощный, совершенный и «продвинутый» автор и исполнитель «современной музыки для взрослых» в нашей стране, клавишник Сергей Чипенко, отбыл на родину жанра, в Калифорнию, где теперь и работает — говорят, с большим успехом. И вдруг мне в руки попадает альбом отличного петербургского гитариста Ильдара Казаханова, и он полностью меняет мой угол зрения на эту проблему. Дело в том, что Ильдару удалось главное, что — на мой взгляд — ни одному исполнителю гиперпозитивного, солнечного, расслабленного, ненапряжного коммерческого фьюжн в нашей стране пока что не удавалось. Он сыграл эту музыку с иронией! Не знаю, специально это — или нет. Судя по тому, что на обложке озаглавленного словосочетанием «Красный автомобиль» (то есть названием одного из главных фетишей связанного с калифорнийским «смутом» стиля жизни — дорогой красной автомашины) альбома гитарист сидит на капоте ослепительно красного «жигуля-копейки» — всё-таки специально.
И сразу всё заиграло по-новому. Вместо упорной серьёзности, из-за которой самый солнечный, самый сладкий, самый сахариновый «смут» получается у русских адептов стиля, в большинстве случаев, унылым и механическим — лёгкая усмешка; вместо натужной погони за точнейшим воспроизведением канонов «калифорнийского звука» — слегка отстранённый, слегка несерьёзный, но очень точный и узнаваемый намёк на них. Тем более, когда со второй половины альбома настроение слегка меняется и начинается совсем уж «кинематографический», весёлый и лёгкий джазовый лаунж.
Может быть, просто пришло время взглянуть на этот стиль со стороны и улыбнуться? Сделать его своим развлечением, хобби, а не серьёзным повторением чужих успехов? Если так, то Ильдару Казаханову это удалось.
КУПИТЬ У ЛЕЙБЛА | АЛЬБОМ В ITUNES | АЛЬБОМ В SPOTIFY | АЛЬБОМ В DEEZER
СЛУШАТЬ ПРЯМО ЗДЕСЬ: