Найти тему
l'adieu aux armes

Героическая судьба близнеца Титаника.

Оглавление

Многие смотрели художественный фильм Джеймса Кэмерона "Титаник", но не каждый знает что Титаник был лишь одним из серии трёх лайнеров класса «Олимпик».

Спуск на воду

 «Олимпик» на испытаниях
«Олимпик» на испытаниях

В четверг 20 октября 1910 года в 11:00, в присутствии Брюса Исмея, лорда Пирри, лорд-мэра Белфаста и огромной толпы, «Олимпик» был готов покинуть свои стапеля. Примерно 23 тонны масла и мыла было использовано для облегчения спуска. «Олимпик» вошел в воду и развил скорость в 12,5 узлов. Результаты испытаний превзошли все ожидания: судно, как оказалось, могло развивать скорость гораздо выше договорной. Испытания заняли два дня, и последний день испытаний стал также днём спуска на воду Титаника. Первый коммерческий рейс был в среду, 14 июня 1911 года, в 12:00 Олимпик отдал швартовые и отчалил из океанского дока, направившись к своей первой остановке — Шербуру. 15 июня он посетил Квинстаун, а потом направился в Нью-Йорк. Его капитаном был Эдварт Джон Смит, самый опытный капитан «Уайт Стар Лайн». Также на борту был Брюс Исмей. Он провёл время на корабле, проверяя всё, что можно было улучшить, многие недочеты обнаруженные на олимпике были приняты к сведению и в последствии исправлены на кораблях этого класса, в том числе и на Титанике.

Титаник и Олимпик
Титаник и Олимпик

Крушение Титаника

13 апреля 1912 года Олимпик покинул Нью-Йорк. Капитаном был Герберт Джеймс Хаддок, который вступил в должность после того, как Смита перевели на Титаник. Только после полуночи радист Олимпика получил сообщение о том, что Титаник повреждён. Не зная, насколько серьёзной была ситуация, радист спросил Титаник, стоит ли Олимпику идти к Титанику, или он может сам дойти. Ответ был коротким: «Мы сажаем женщин в лодки». Радист немедленно ответил, что они идут полным ходом. Однако Олимпик был слишком далеко от места крушения.

Первая мировая война

Олимпик на военной службе
Олимпик на военной службе

Олимпик исправно работал и приносил деньги "Уайт Стар Лайн" совершая рейсы между Великобританией и США, являясь одним из самых больших и комфортабельных лайнеров в мире. Летом 4 августа 1914 года началась Первая мировая, заставшая Олимпик на пути в Нью-Йорк, и ему пришлось добираться до порта как можно быстрее. В Нью-Йорке Олимпик был окрашен в серый цвет, трубы также покрасили в более тёмные тона. Во время Первой мировой войны «Уайт Стар Лайн» хотела поддержать пассажирское обслуживание между Великобританией и Америкой. Судами «Уайт Стар Лайн», ответственными за это обслуживание в военное время, были «Олимпик», «Адриатик» и «Балтик». Было совершено несколько рейсов, поскольку американцы, которые с началом войны оказались в Европе, стремились добраться домой, как и некоторые европейцы, в свою очередь, хотели вернуться домой из США. Поскольку ситуация, казалось, ухудшалась, Олимпик был снят с коммерческой службы 9 октября 1914 года. По пути в Белфаст он участвовал в операции по спасению экипажа подорвавшегося на мине Линейного корабля британии Одейшес.

В Белфасте Олимпик встретил своего всё ещё отделываемого брата Британника. Они провели следующие семь месяцев вместе, пока Олимпик не был призван для правительственного обслуживания. Адмиралтейством был назначен новый капитан -Бертрам Фокс Хейс.

Бой с немецкой субмариной

Подводная лодка U - 103
Подводная лодка U - 103

Война бушевала в течение ещё нескольких лет, и 24 апреля 1918 года Олимпик пошёл в свой 22-й рейс, на сей раз между Саутгемптоном и Нью-Йорком. После успешного пересечения Атлантики Олимпик вернулся в Великобританию 6 мая. Когда он достиг британских вод, считавшихся военной зоной, он был встречен четырьмя американскими крейсерами, которые должны были сопровождать его в течение последней стадии рейса. Уже в Ла-манше на судне внезапно заметили немецкую подлодку U-103, лежащую неподвижно на поверхности воды с правого борта Олимпика. Очевидно, немецкий капитан не заметил присутствие Олимпика, но, поскольку последний начал стрелять по подлодке ( Олимпик получил артиллерийское вооружение. Одно 4.7-дюймовое орудие было установлено на баке и два таких же на корме), он быстро пришёл в себя и увидел атакующего гиганта. Субмарина была настолько близка, что было невозможно опустить орудие достаточно низко для поражения, и выстрелы проходили выше. Немецкий капитан Рюкер видел единственный выход — погрузиться и убежать. Но подлодка не была достаточно быстра, Олимпик догнал её благодаря прекрасным навигационным навыкам капитана Хейса. На полной скорости судно весом в 46 359 тонн протаранило 800-тонную подлодку и разрубило её надвое. Подводная лодка быстро затонула. Олимпик попросил военный корабль США «Дэвис» подобрать 31 немецкого выжившего моряка.

Повреждения Олимпика были едва заметны над поверхностью воды. Под водой его форштевень был погнут. Несмотря на это, протечек не было. Капитана Хейса встречали восторженные британцы.

Эпилог

-5

После войны Олимпик прошел несколько модернизаций и снова стал ходить маршрутом Великобритания - США, к 1935 году он уже стал безоговорочно старым судном, и его снятие с линии было лишь вопросом времени. Прежде чем процесс разборки мог начаться, все внутренние убранства были распроданы с аукциона. Большая часть всей мебели и отделки ушла в отель "Белый лебедь" в Англии.

Олимпик  - единственный из трёх лайнеров-близнецов своего класса, который проработал много лет и был списан по причине устаревания, тогда как Титаник утонул вследствие столкновения с айсбергом в первом же плавании, а Британник подорвался на мине, выставленной немецкой подлодкой U-73 в Первой мировой.