Найти в Дзене
Bessa.Ru

Не сделано в СССР…

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях! Здесь мы не только делимся важными новостями, обзорами и информацией о новинках, но и также отвечаем на любые вопросы, ведём диалоги и обсуждаем интересующие Вас темы. И да прибудет с Вами СветоСила!
Instagram / Facebook /Vkontakte
Bessa.Ru

Рождение будущего фотоаппарата «Автоликон 645» начиналось с получения технического задания в 1978г. Это было очень необычное техзадание. По своей амбициозности оно, пожалуй, сравнимо только с техзаданием Макаренко своим бывшим беспризорникам «будем делать лейки»

 итульный лист техзадания на разработку Автоликона 645, подписанного в ГОИ. Датировано весной 1978 года.
итульный лист техзадания на разработку Автоликона 645, подписанного в ГОИ. Датировано весной 1978 года.

Акт о завершении испытаний фотокамеры Автоликон 645, проведенных в Государственном Оптическом Институте в  ноябре 1982 года, с рекомендацией о начале массового производства
Акт о завершении испытаний фотокамеры Автоликон 645, проведенных в Государственном Оптическом Институте в ноябре 1982 года, с рекомендацией о начале массового производства

В разделе 3 п.3.1.2 указано: «Основные технические характеристики фотоаппарата должны превышать основные технические характеристики среднеформатной фотоаппаратуры СССР и соответствовать лучшим зарубежным образцам. Желательно превышение мирового уровня по отдельным показателям». Вот так! Ни больше, ни меньше

Что было интересно в СССР, так это то, что если есть тех задание, а под него финансирование, то всегда найдутся талантливые инженеры, которые нарисуют и изготовят в металле первые опытные экземпляры.

Автоликон 645. Экземпляр с заводским номером 00002
Автоликон 645. Экземпляр с заводским номером 00002

Автоликон 645. Экземпляр с заводским номером 00002
Автоликон 645. Экземпляр с заводским номером 00002

Перед нами авторский экземпляр. Внешняя обшивка для удобства снята, снят и кожух с объектива. Некрасиво, зато можно заглянуть во внутрь, в святая святых любого аппарата, в его «потроха»

(фото 1,2)

Прошло всего два года от получения технического задания, как для испытаний был представлен первый экземпляр фотоаппарата. Научно производственное объединение «Оптика» в лице ее Генерального директора представила для испытаний в Государственный Оптический Институт несколько экземпляров принципиально новой для страны фотокамеры «Автоликон». Мы можем представить вам ксерокопию акта испытания, на котором написано, что аппарат «Автоликон 645» является зеркальным аппаратом высого класса в котором впервые в отечественной практике применена система измерения света, отраженного от пленки (ТТЛ ДМ) и особый режим программной экспозиции с приоритетом выдержки или диафрагмы. По результатам испытаний камера «Автоликон 645» может быть рекомендована к производству. Этот акт подписан 30 ноября 1982.

Что же подставлял собой аппарат, который был так быстро разработан и испытан. Это была однообъективный зеркальный, среднеформатный пленочный фотоаппарат (под пленку типа 120), с автоматической установкой экспозиции. Формат кадра 42x56 мм (4,5x6 см по ГОСТ 18503-73).

Оригинальное зарядное устройство, которое также должно было входить в стандартный набор камеры Автоликон 645.
Оригинальное зарядное устройство, которое также должно было входить в стандартный набор камеры Автоликон 645.

Оригинальный апертурный, межлинзовый затвор на который было выдано авторское свидетельство, обеспечивал диапазон выдержки: от 8 сек. до 1/500 сек. и «В» в ручном режиме. В автоматическом режиме этот затвор позволял устанавливать выдержки от 16 сек. до 1/500 сек. Затвор обеспечивал синхронизацию с лампой-вспышкой типа «X» (фото 9). Экспонометрическое устройство (ЭУ) типа TTL/DM измеряет яркости объекта съемки в диапазоне от 0,3 до 3600 кд/м2.

Автоликон 645. Съемная призма и шахта, которые должны были входить в стандартный комплект фотоаппарата.
Автоликон 645. Съемная призма и шахта, которые должны были входить в стандартный комплект фотоаппарата.

Впервые в отечественном фотоаппаратостороении обработка экспозиции у среднеформатной камеры могла осуществляется, как в автоматическом, так и в ручном режимах. При автоматическом режиме экспонометр работает в следящем режиме по свету, отраженному от фотопленки. Переключаемая автоматика может работать в следующих режимах:

- автоматическая отработка выдержки (приоритет диафрагмы);

- автоматическая отработка диафрагмы (приоритет выдержки);

- автоматическая отработка и выдержки и диафрагмы по программе, заданной по желаемым операторам (программный режим).

-7

Автоликон 645. Съемная призма и шахта, которые должны были входить в стандартный комплект фотоаппарата.
Автоликон 645. Съемная призма и шахта, которые должны были входить в стандартный комплект фотоаппарата.

В поле зрения видоискателя этого фотоаппарата имеется цифровая индикация, которая указывает отрабатываемые в автоматическом режиме выдержку и диафрагму, а в ручном режиме работы – установленные дискретные значения выдержки и диафрагмы, а так же такое значение выдержки, которое должно быть установлено для правильного экспонирования.

Ручка с кнопкой спуска, которая должна была входить в стандартный набор камеры Автоликон 645.
Ручка с кнопкой спуска, которая должна была входить в стандартный набор камеры Автоликон 645.

Взвод затвора и транспортировка фотопленки для съемки следующего кадра осуществляется автоматически. Причем, фотосъемка может осуществляться как одиночными кадрами, так и серийно. Возможно так же многократное экспонирование одного кадра.

Автоликон 645. Блок управления объективом. Один двигатель перемещает открывающий слой лепестков, а второй  закрывающий. Третий линейный двигатель управляет только лепестками диафрагмы.
Автоликон 645. Блок управления объективом. Один двигатель перемещает открывающий слой лепестков, а второй  закрывающий. Третий линейный двигатель управляет только лепестками диафрагмы.

Камера изначально была задумана, как профессиональная и следовательно она спроектирована, как модульная. Помимо сменных объективов, которых планировалось произвести «полную линейку» камера имела сменные видоискатели и фокусированные экраны.

Электронная схема фотокамеры состоит из трех функционально разделенных блоков:

a) блок отработки экспозиционных параметров;

b) блок управления циклом работы фотокамеры;

c) блок формирования рабочих напряжений.

Особенностью данной модели является то, что блок отработки экспозиционных параметров имеет особый режим – программной отработки экспозиции. Этот режим заслуживает внимания потому, что не имел аналога за рубежом (по состоянию на 1978г.).

Блок В управляет сложной механикой и позволяет осуществлять следующие циклы:

- обычная съемка с автоматической перемоткой пленки на следующий кадр;

- съемка серии кадров в течение времени нажатия спусковой кнопки;

- многократное экспонирование кадра посредством единичных нажатий спусковой кнопки;

- многократное экспонирование кадра в течение времени нажатия спусковой кнопки;

- те же операции, но с предварительно поднятым зеркалом, с целью уменьшения вибрации и увеличения частоты съемки сериями.

-11

В затворе применен линейный двигатель, основанный на использовании магнитных сил постоянного магнита и перемещение катушки при подаче определенного напряжения (принцип работы соленоида). Управление лепестками затвора осуществляется двумя линейными двигателями: один двигатель перемещает открывающий слой лепестков, а второй – закрывающий. Третий линейный двигатель управляет только листками диафрагмы. Новизна решения данного процесса управления работой затвора и диафрагмирования подтверждена авторским свидетельством №1080107 от 03.08.79г. на изобретение (Приложение 2).

Автоликон 645. Сменная задняя кассета  оригинальная, простая и надежная в работе. В стандартный комплект должно было входить три штуки.
Автоликон 645. Сменная задняя кассета  оригинальная, простая и надежная в работе. В стандартный комплект должно было входить три штуки.

Первоначально задумывалось поставлять в торговую сеть камеру с комплектом, в состав которого входили:

- камера;

- кассета – 3шт. (фото 10);

- объектив «Волна-5» 2,8/70 (фото 8); Штатный объектив «Волна-5» 2,8/70мм содержит 6 линз в пяти компонентах, имеет угловое поле зрения 53 градуса, по горизонтали и 43,6 градуса, по вертикали 33,4 градуса.

Просветление многослойное. Ближний предел фокусировки 0,6м. Резьба для насадки М77x0,75. Поле визирования составляет 92% (фото 8).

- пентапризма – 2шт. (фото 4, фото 7);

- шахта – 1шт. (фото 6);

- набор фокусир. экранов – 3шт.;

- светофильтры – 1комплект.;

- источник питания (аккумулятор) – 1шт.;

- зарядное устройство – 1шт. (фото 3);

- кофр – 1шт.;

- рукоятка (фото 5).

В дальнейшем планировалось выпустить линейку сменных объективов.

Прекрасно и своевременно задуманная камера была невероятно быстро спроектирована, испытана, и рекомендована в производство. Дело оставалось за малым - определить завод на котором можно было бы успешно выпускать эти камеры. Был даже сверстан план по их выпуску по годам: 1983г. – 5 шт.; 1984 – 100шт.; 1985г. – 500шт. Но этим планам не суждено было сбыться. Всего изготовлено 5 (пять) экземпляров «Автоликон 645». Из них один опытный экземпляр и четыре промышленных образца, прошедших испытания в Ленинградском ГОИ (Приложение 3). Один промышленный образец оставлен в ГОИ на вечное хранение.

-13

Опытный образец который вы видите на фотографиях – макетный, и первая заводская камера №=0002 переданы автором проекта инженером Зылем Адамом Андреевичем в распоряжение фотомузея «Мир фото» в г. Минске. Судьба остальных камер неизвестна.

Вот такая грустная история. Опять могли, но не сделали. Но сохранившиеся до наших дней экземпляры этой камеры останутся памятником инженерной мысли и нереализованных возможностей.