Счастье — не цель, счастье — процесс, пишут в умных книгах.
Что же это значит?
Психолог Карл Роджерс писал, что человек ощущает полноту жизни, смысл и радость в тот момент, когда занимается самосовершенствованием, саморазвитием.
Джон Готтман считал, что чувство счастья зависит от осознания своих эмоций и умения справиться со своими чувствами.
Вне зависимости от того, что исследователи видят причиной, счастье остаётся не целью, а приятным побочным эффектом, проявляющимся при занятии важными для личности делами.
Ну, то есть — бессмысленно хотеть стать счастливым. Всё, что имеет смысл — делать то, что нравится и получать от этого удовольствие.
Причём, “делать то, что нравится” — по моему мнению, совсем не значит круглосуточно поедать шоколадки. Покорение вершин в Альпах, переход через пустыню, участие в марафоне на длинную дистанцию тоже могут нравится человеку.
И при этом приносить своё, ни с чем ни сравнимое удовольствие: от преодоления себя. От того, что ты чувствуешь, что ты не ограничен своим телом, шаблонами мышления, воспитанием, культурой и прочими условностями.
Это удовлетворение от того, что ты с помощью своего разума смог выйти за пределы своих повседневных возможностей.
Счастье здесь — как деньги (по мнению М.Е. Литвака), — побочный продукт правильно организованной деятельности.
А цель её, по моему мнению — в реализации всех заложенных в человека талантов, в том, чтобы находить пределы собственных возможностей и раз за разом преодолевать их.
В этом и состоит важная привычка счастливых людей, по моему мнению.
Автор статьи: Кирилл Терехов