"Надоело работать на дядю, хочу быть самому себе начальником!" - как же часто можно услышать такие фразы. Однако сам себе начальник - это значит, что все вопросы, которые в найме решают другие люди, необходимо брать на себя, быть одновременно руководителем и наемным сотрудником. Планирование финансов в ситуации, когда не от кого ждать зарплаты два раза в месяц часто становится самым неприоритетным вопросом - не до него, надо развивать бизнес, хотя оно даже важнее чем для тех, кто получает стабильный оклад.
Откладывайте
Когда надеяться "дотянуть до получки" нет смысла, т.к. неоткуда ее получать, единственный вариант не остаться без штанов - копить резервные фонды. В любом бизнесе хорошие периоды сменяются плохими, причем длительность вторых может быть заметно больше первых, поэтому стоить быть готовым к "черной полосе". К стандартной подушке финансовой безопасности в 3-6 месячных расходов, предпринимателю возможно придется обращаться несколько чаще, поэтому размер ее лучше увеличить хотя бы до 6-12 месячных расходов.
Для накоплений стоит высчитать размер ежемесячных базовых трат (необходимых для полноценной жизни, но без "баловства"), и если доходы превышают его, то не менее половины отправлять в резервный фонд.
Если доходы более менее стабильны, то определенный процент дохода так же отправляется в резервный фонд.
В «неурожайные» месяцы из этой кубышки покрываются базовые расходы, чтобы не прибегать к кредитам и прочим догам, с которыми у предпринимателя часто особые отношения.
Если перепады в бизнесе более менее прогнозируются (например из-за сезонности), можно фонд держать на срочных депозитах с датой окончания, подобранной к началу планируемого кризиса.
Ведите учет и бюджет
Контролируйте свои денежные потоки. Покупка материалов или инструментов не должна быть для вас неожиданностью. А внезапный недостаток или излишек денег может быть следствием того, что вы забыли, что кто-то остался должен вам, а может и наоборот кому-то вы.
Платите себе зарплату. Не обязательно это делать буквально. Для ИП юридически деньги предпринимателя = деньги физического лица. Однако чтобы не проесть деньги на аренду рабочего помещения или наоборот не остаться без средств на пропитание после закупки товаром впрок, все же лучше вести личные и бизнес траты с разных счетов.
Все расчеты можно вести как в специализированном ПО, которое можно найти на любой вкус, так и банально в таблицах Excel или аналогах (в т.ч. бесплатных)
Не забывайте про налоги и взносы
Налоги и обязательные взносы в гос.фонды выделяю в отдельный пункт. На них стоит откладывать так же каждый месяц, даже если вы платите раз в год. Страховые взносы в конце календарного года часто являются неприятной дополнительной нагрузкой к довольно затратному предновогоднему периоду для многих предпринимателей.
Выбирайте правильный налоговый режим
Посоветуйтесь с бухгалтером или сами изучите возможности, которые предоставляет государство в части налогообложения: УСН, ЕНВД или патент, есть ли налоговые льготы в вашем регионе и на ваш вид деятельности. Периодически правительство стимулирует ту или иную деятельность налоговыми послаблениями (да-да так бывает, не только ухудшают, хотя и не часто).
Планируйте пенсию
Опять же универсальный совет, который в случае предпринимателя только усиливается, так как нередко размеры уплачиваемых предпринимателями взносов не позволяют рассчитывать на какой-то более менее значимый размер будущей пенсии (впрочем и остальным тоже расслабляться не стоит).
Планирование финансов для предпринимателя куда более трудоемкий процесс, чем у тех, кто получает более менее фиксированный и официальный доход, однако крайне важный, так как имея план и следуя ему, можно чувствовать себя более уверенным в финансовой части. Отсутствие же этой уверенности многим, особенно начинающим, предпринимателям не дает раскрыть свои способности, порождает страх, который мешает действовать и реализовываться!
Независимый финансовый консультант Денис Деткин. Консультации по управлению личными финансами. Как накопить на образование детей или сформировать пенсионные накопления? Как расчитаться с кредитами и наконец начать откладывать? Куда вложить свободные средства? Стоит ли верить обещаниям сотрудников банка и инвестиционных компаний? Подписывайтесь в соцсетях, пишите на почту, задавайте интересующие вас вопросы!