Настал черед обратиться к поэзии: если ученики 9 класса на ГИА могут выбирать между прозой и поэзией (анализ или прозаического, или поэтического текста), то одиннадцатиклассникам необходимо хорошо ориентироваться во всех родах литературы (напомню, что их всего четыре: эпос, лирика, лироэпос и драма).
Итак, когда мы говорим о поэзии, то необходимо помнить такие понятия, как темы или мотивы лирики. Вот некоторые из них: свободолюбивая (вольнолюбивая) лирика, любовная лирика, пейзажная лирика, тема дружбы, тема Родины, гражданская лирика, философская лирика, тема поэта и поэзии и т.д. Некоторые мотивы можно найти у всех-всех поэтов (об этом чуть ниже), другие же — только у отдельных представителей (например, тема одиночества у Лермонтова).
Сегодня мы поговорим о теме поэта и поэзии. Это важный мотив лирики, так как каждый поэт — рано или поздно — задумывается: для чего я пишу? кому это нужно? нужно ли это мне самому? для кого я пишу? почему я не могу не писать?.. То есть все те вопросы, которые задает себе любой творческий человек. Каждый поэт решает эту проблему самостоятельно, но, безусловно, мы можем найти некоторое сходство между их выводами.
1. "Пророк" А.С. Пушкина
Несколько тяжелое для восприятия современным человеком стихотворение, специально "напичканное" Пушкиным большим количеством старославянизмов.
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
Во времена поэта оно тоже выглядело не очень "современно". Для чего Александр Сергеевич это сделал? Он сравнил поэта с пророком — посредником между Богом и людьми, поэтому всё повествование строится в архаичной манере, с отсылкой к Библии.
В самом начале стихотворения мы видим лирического героя, который "томится духовной жаждою", то есть ему чего-то не хватает, он задается вопросами, на которые нет ответа. Этот лирический герой — наш с вами Поэт. В этот момент ему является "шестикрылый серафим" (ангел) и начинает преображение: обычный человек должен стать настоящим Поэтом. Что для этого нужно?
"Перстами легкими как сон / Моих зениц коснулся он" — пальцами серафим касается глаз человека, после чего они стали зоркими, как у орла.
Затем ангел дотрагивается до ушей человека: "И внял я неба содроганье, / И горний ангелов полет, / И гад морских подводный ход, / И дольней лозы прозябанье". То есть будущий Поэт стал слышать звуки, недоступные уху обычного смертного.
Затем серафим вырывает у человека "празднословный и лукавый" язык, а вместо него "десницею кровавой" (то есть испачканной в крови правой рукой) вкладывает жало змеи. Это говорит нам о том, что Поэт имеет способность язвить, жалить, колоть, когда говорит о нелицеприятных вещах.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Ну тут всё понятно: обычное человеческое сердце не сможет выдержать всего того, что предстоит выдержать Поэту. Именно поэтому живой орган заменяется на тлеющий уголь — жесткий, но горячий.
После таких метаморфоз ни один смертный не выживет — вот и наш лирический герой лежит в пустыне, "как труп". Но тут совершается последнее дело: "И бога глас ко мне воззвал". Пушкин показывает, что без божьей искры, без того самого озарения, вдохновения, таланта или гения (можно называть по-разному, но смысл остается примерно один — нечто, посланное свыше, причем далеко не всем) невозможно стать настоящим Поэтом. И Бог обозначает миссию Поэта — "глаголом жечь сердца людей". "Глагол" значит "слово", то есть цель поэзии заключается в том, чтобы донести свои мысли до сердец посредством слов (стихотворений).
Пушкин показывает, что миссия поэта — служить людям, "зажигать" их сердца добрыми словами, которые поэт-пророк узнал от Бога. Стихотворение, начинающееся довольно депрессивно, заканчивается оптимистично, с надеждой на будущее.
2. "Пророк" М.Ю. Лермонтова
Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова носит такое же название и является своеобразным "продолжением" произведения Пушкина:
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка...
То есть наш поэт-пророк предстает перед нами уже после произошедших с ним трансформаций (он уже осознал свою миссию), однако жизнь его оказывается вовсе не такая радужная, как можно было представить.
Во-первых, Поэт замечает в окружающих его людях "злобу и порок". Когда он пытается "провозглашать любви и правды чистые ученья", они бросают в него камни.
Во-вторых, ту самую радость поэт-пророк может почувствовать только в одиночестве (любимый мотив Лермонтова), наедине с собой — и с природой: "И звезды слушают меня, /
Лучами радостно играя".
В-третьих, Поэту все-таки иной раз приходится возвращаться в город, к людям, но он старается как можно быстрее и незаметнее проскользнуть мимо этих ужасных и жестоких сердец, которые не понимают его и не принимают его слов:
"Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!"
То есть Лермонтов показывает, что для него Поэт — несчастный одинокий человек, который знает о своей божественной миссии, однако не может ее исполнить из-за невежественной толпы, которая не верит ему и презирает его. Стихотворение пронизано отчаянием и болью: тяжела ноша Поэта. Сюда как нельзя более кстати подходит поговорка: "Нет пророка в своем Отечестве" — эта фраза взята из Евангелия и означает скептическое отношение к талантливым людям в своей стране, городе или даже семье (в то время как чужое может высоко цениться).
3. "Поэт и гражданин" Н.А. Некрасова
Совершенно противоположную позицию занимает Некрасов. Здесь о Боге нет уже и речи: миссия Поэта — служение народу, толпе. Николай Алексеевич иллюстрирует две точки зрения на поэзию в своем стихотворении "Поэт и гражданин": Поэт, поклонник и последователь Пушкина, ничего не пишет, ждет вдохновения, хандрит — Гражданин же считает, что нужно, "служа искусству, для блага ближнего жить", то есть писать и творить даже через "не могу и не хочу".
А ты, поэт! избранник неба,
Глашатай истин вековых,
Не верь, что не имущий хлеба
Не стоит вещих струн твоих!
Не верь, чтоб вовсе пали люди...
То есть бедные и несчастные люди (простой русский народ) достойны того, чтобы о них писали поэты. Им это необходимо, потому что Поэт должен стать "гласом народа", выражать его мысли, говорить о его проблемах, искать решения. Мы видим, что, в отличие от Пушкина и Лермонтова, которые считали, что Поэт является проводником сверху вниз, Некрасов выстраивает обратную линию: Поэт должен нести идею снизу вверх.
Когда некрасовский Поэт из стихотворения "Поэт и гражданин" приводит в пример поэзию Александра Сергеевича Пушкина и спрашивает у Гражданина: "Так я, по-твоему, — великий, / Повыше Пушкина поэт?" — Гражданин честно отвечает:
Нет, ты не Пушкин. Но покуда,
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать.
И подытоживает ставшими крылатыми словами: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан". Таким образом, для Некрасова Поэт — это не мастер красивых речей, выверенного слога, добрых слов, нашептанных ему Богом, а гражданин, то есть человек, который во главу угла ставит интересы народа, служит ему так, как умеет, является выразителем народных идей.