Найти в Дзене
Mixed Arts

«Первому игроку приготовиться»

Amblin Partners/ De Line Pictures/ Dune Entertainment/ Village Roadshow
Amblin Partners/ De Line Pictures/ Dune Entertainment/ Village Roadshow

Геймерский эксперимент Стивена Спилберга, сделавшего ставку на «кубик Земекиса»

Текст Александр Кондуков

Параноидальная активность на том витке карьеры, когда многие режиссеры уже давно закончили, роднит голливудского постановщика Стивена Спилберга с Мартином Скорсезе и Клинтом Иствудом. То есть с теми режиссерами, которые также идут путем завоевателей и не только занимаются реализацией собственных фантазий, но и решают кармические вопросы. Например, если Скорсезе чувствует свою обязанность перед поклонниками его перенасыщенных адреналином криминальных фильмов, то он время от времени их снимает — так возникали «Отступники», которые, по большому счету, никому не были нужны в то время, так очень скоро появится еще один эпос — «Ирландец». У Спилберга — универсального режиссера, но в большей степени связанного с образом лукавого мифотворца — тоже имеется некая обязанность по соблюдению брэнд-бука.

Действие его новой ленты происходит на огромной свалке, в которую превращен провинциальный Коламбус, штат Огайо. Именно там проживает щекастенький геймер Уэйд Уоттс (Тай Шеридан). Формально его опекает тетка, но она слишком увлечена садо-мазо разборками со своим бойфрендом, проигрывающим все деньги в виртуальной реальности игры Oasis и щеголяющим в майке, название которой грех не упомянуть — «wifebeater». Трейлер-парк, выросший до размеров небоскреба, одновременно напоминает не только спрессованный индустриальный мусор или соты из «Пятого элемента», но и башню Трампа, в которой постоянно идет игра, а люди насмерть рубятся за жизнь в киберпространстве.

Главный приз — состояние покойного создателя Oasis Джеймса Холлидея (Марк Райленс в очередной роли благородного внешне мужчины с серьезными пунктиками). Получить его можно, добыв пасхальное яйцо внутри игры, до этого нужно взять три ключа, проявив знание поп-культуры и биографии Холлидея. Далее можно бесконечно описывать живописных участников команды Уоттса, который идет к победе под именем Парсифаль, танцует диско в невесомости под Bee Gees с одной из своих партнерш Артемидой, и переваривает козни человека с живописным киноманским именем Нолан Соррентино (Бен Мендельсон). Отдельный пункт программы — путешествие внутри аттракциона, построенного на основе фильма «Сияние». Это настоящий оргазм для трепетных гиков.

В 71 год Спилбергу представился шанс показать поединок Железного гиганта и Мехагодзиллы. Вполне вероятно, ради этой сцены все и затевалось. Ради этого придумывался миллион отсылок к поп-культуре 80-х вроде «кубика Земекиса», составлялся прекрасно-пошлый саундтрек и рисовалась темнокожая героиня-лесбиянка эпохи #MeToo. Да, Стивен, точно так же, как и Вы, многие пострадали от поп-культуры 80-х. Но мы, как и Вы, гуманисты, и понимаем, что свет на нас клином не сошелся. Перед такими обычно и не бывает обязательств, а вот гики и фэнбои книги Эрнеста Клайна, по которой поставлен этот необязательный, но приятный фильм, очень требовательны, и для удовлетворения их потребностей стоит включить на Пасху полную иллюминацию. Иначе пастве будет очень одиноко в своих виртуальных шлемах, а тут ребята хотя бы прогуляются до кинотеатров.