Геймерский эксперимент Стивена Спилберга, сделавшего ставку на «кубик Земекиса»
Текст Александр Кондуков
Параноидальная активность на том витке карьеры, когда многие режиссеры уже давно закончили, роднит голливудского постановщика Стивена Спилберга с Мартином Скорсезе и Клинтом Иствудом. То есть с теми режиссерами, которые также идут путем завоевателей и не только занимаются реализацией собственных фантазий, но и решают кармические вопросы. Например, если Скорсезе чувствует свою обязанность перед поклонниками его перенасыщенных адреналином криминальных фильмов, то он время от времени их снимает — так возникали «Отступники», которые, по большому счету, никому не были нужны в то время, так очень скоро появится еще один эпос — «Ирландец». У Спилберга — универсального режиссера, но в большей степени связанного с образом лукавого мифотворца — тоже имеется некая обязанность по соблюдению брэнд-бука.
Действие его новой ленты происходит на огромной свалке, в которую превращен провинциальный Коламбус, штат Огайо. Именно там проживает щекастенький геймер Уэйд Уоттс (Тай Шеридан). Формально его опекает тетка, но она слишком увлечена садо-мазо разборками со своим бойфрендом, проигрывающим все деньги в виртуальной реальности игры Oasis и щеголяющим в майке, название которой грех не упомянуть — «wifebeater». Трейлер-парк, выросший до размеров небоскреба, одновременно напоминает не только спрессованный индустриальный мусор или соты из «Пятого элемента», но и башню Трампа, в которой постоянно идет игра, а люди насмерть рубятся за жизнь в киберпространстве.
Главный приз — состояние покойного создателя Oasis Джеймса Холлидея (Марк Райленс в очередной роли благородного внешне мужчины с серьезными пунктиками). Получить его можно, добыв пасхальное яйцо внутри игры, до этого нужно взять три ключа, проявив знание поп-культуры и биографии Холлидея. Далее можно бесконечно описывать живописных участников команды Уоттса, который идет к победе под именем Парсифаль, танцует диско в невесомости под Bee Gees с одной из своих партнерш Артемидой, и переваривает козни человека с живописным киноманским именем Нолан Соррентино (Бен Мендельсон). Отдельный пункт программы — путешествие внутри аттракциона, построенного на основе фильма «Сияние». Это настоящий оргазм для трепетных гиков.
В 71 год Спилбергу представился шанс показать поединок Железного гиганта и Мехагодзиллы. Вполне вероятно, ради этой сцены все и затевалось. Ради этого придумывался миллион отсылок к поп-культуре 80-х вроде «кубика Земекиса», составлялся прекрасно-пошлый саундтрек и рисовалась темнокожая героиня-лесбиянка эпохи #MeToo. Да, Стивен, точно так же, как и Вы, многие пострадали от поп-культуры 80-х. Но мы, как и Вы, гуманисты, и понимаем, что свет на нас клином не сошелся. Перед такими обычно и не бывает обязательств, а вот гики и фэнбои книги Эрнеста Клайна, по которой поставлен этот необязательный, но приятный фильм, очень требовательны, и для удовлетворения их потребностей стоит включить на Пасху полную иллюминацию. Иначе пастве будет очень одиноко в своих виртуальных шлемах, а тут ребята хотя бы прогуляются до кинотеатров.