Найти тему
Victor Neff

Про Чукчу. Правдивые истории к 1 апреля, однако

Народ чукчей расселен на огромной территории – начиная от Берингова моря до реки Индигирки, от Северного Ледовитого океана до реки Анадырь, а на ней живет чуть больше 15 тысяч человек (данные переписи населения в 2010 году) -  лоутвераны, как называют себя сами чукчи.

«Лоутвераны» переводится как «настоящие люди», так как в мифологии крайнего Севера чукчи – высшая раса, избранная богами. А слово "чукчи" значит «богатый оленями» (чаучу) – так представились русским первопроходцам северные оленеводы в XVII веке.

В чукотской мифологии образ русских сложился такой: "Одежда вся железная, усы как у моржей, глаза круглые железные, копья длиной по локтю и ведут себя драчливо - вызывают на бой". Благодаря воинской силе, русские заслужили у чукчей уважение. В мифологии чукчей объясняется, что боги создали эвенков, якутов, коряков и эскимосов исключительно как рабов русских, чтобы они помогали чукчам торговать с русскими - ни один народ в их фольклоре, за исключением русских и их самих, не назван собственно людьми. В чукотском мифе о творении мира предназначением русских считается производство чая, табака, сахара, соли и железа, и торговля всем этим с чукчами.

Первое упоминание о чукчах в письменных источниках относится к 1641 г. в связи с тем, что в районе Колымы они напали на русских сборщиков ясака (подать пушниной, собираемая с аборигенов). Стоит обратить внимание, что это была агрессия со стороны чукчей - до их территорий русские в то время ещё не дошли.

В 6 лет у чукчей начинается воспитание мальчиков-воинов. С этого возраста мальчики спят стоя, исключение – сон с опорой на ярангу. При этом взрослые чукчи воспитывали даже во сне – подкрадывались и обжигали раскаленным кончиком металла или тлеющей палкой, чтобы у мальчика вырабатывалась молниеносная реакция на любые звуки. Юные чукчи бегали за оленьими упряжками с камнями на ногах. В руках с 6 лет постоянно держали лук и стрелы. Игры – регби с мячом из оленьей шерсти и борьба. Боролись в особенных местах – то на скользкой моржовой шкуре, то на льду. 

Во время обряда посвящения во взрослую жизнь делали ставку на ловкость и внимательность. Например, отец посылал сына на задание, следил за ним и ждал, пока сын потеряет бдительность – тут отец выпускал стрелу. К счастью, луки у чукчей, как и у индейцев, были слабыми, наконечники вплоть до XIX века - каменные и костяные, а поэтому шанс на выживание после ранения был.

Чукчи верят, что у каждого из них по несколько душ, существует целая «вселенная предков», а потому не боятся смерти. Но для того, чтобы попасть туда, нужно либо достойно погибнуть в бою, либо умереть от руки родственника или друга. 

За убитого врага чукчи на тыльной стороне правой ладони ставили татуировку-точку. Чем больше точек, тем более опытный и бесстрашный воин. Чукотские женщины соответствуют суровым чукотским мужчинам. Они носят с собой нож, чтобы в случае серьезной опасности зарезать детей, родителей, а потом себя.

Чукчи придумали поговорку «смех делает человека сильным». Смерти они не боятся, убивают легко, не испытывая тяжести. Уныние и тоска для чукчи – признак того, что человека «захватил» злой дух Келе. Поэтому чукчи постоянно шутят, подтрунивают друг над другом, смеются. С детства чукчей приучают быть веселыми.

Первые русские путешественники отмечали, что в бой чукчи шли под грохот бубнов, на которые была натянута человеческая кожа.

Чукчи вели бесконечные жестокие войны с юкагирами и коряками. К началу 70-х годов XVIII в. чукчи разорили прианадырских юкагиров, захватив не только их оленей, но и территорию, где они кочевали. «Которые юкагиры прежде жительство имели от Ана­дырска к Яблоной речке между хрептами. . . все убиты чук­чами», — сообщал в 1763 г. сибирскому губернатору Ф. Соймонову из Анадырска Ф. Плениснер. По данным канцелярии Анадырского острога, а после 1770 г. канцелярии Гижигинской крепости, с 1725 по 1773 г. чукчи захва­тили у коряков 239 000 оленей, угнали в плен несколько сот женщин и детей.

Берингов пролив, отделяющий побережье Азии от Америки, также оказался недостаточно широк, чтобы стать преградой для чукчей и защитить от них американских эскимосов. В 1793 г. в Сенате обсуждался рапорт капитана Биллингса, в одном из пунктов которого сообщалось, что "северо-восточные американцы, изъявив желание, имели дружественное с россиянами обхождение, испрашивают защищения от нападения и грабежа чукчей". Американские эскимосы жаловались русским, что чукчи "почти ежегодно на байдарах приходя на их землю, истребляют их убийством, имение их грабят, а жен и детей берут в плен." Эскимосы в долгу не оставались – попавших в плен чукчей они обращали в рабство или убивали под пытками. Последняя война чукчей с эскимосами произошла в 1947 году и окончилась победой чукчей. 

Чукотские "викинги" в походах вдоль побережья иногда доходили до территории Канады. Самыми ценными пленниками таких дальних экспедиций считались негритянки.

События, развернувшиеся в 1730-1750-х гг. на Чукотке и Камчатке, были насыщены многочисленными сражениями, взятием русских и аборигенных крепостей-острогов, взаимным ожесточением и немалыми жертвами. Чукчи, не смотря на то, что могли противопоставить мушкетам и саблям лишь стрелы и копья с костяными наконечниками, оказали ожесточённое сопротивление. Они разгромили несколько отрядов, им удалось захватить оленей анадырского гарнизона, оружие, боеприпасы и снаряжение, в том числе одну пушку и знамя.

Появление у берегов Чукотки английских и французских экспедиций заставило власти Российской империи снова задуматься о покорении этого края. В 1776 г. Екатерина II указала приложить все усилия для принятия чукчей в подданство. Действуя не военной силой, а подкупом, русские добились значительно большего. В марте 1778 г. стараниями коменданта Гижигинской крепости капитана Тимофея Шмалева и сибирского дворянина, крещеного чукчи Николая Дауркина с "главным" тойоном Омулятом Хергынтовым был заключен договор о принятии чукчами русского подданства.

Фото начала XX века
Фото начала XX века

Воины-чукчи в традиционных доспехах с оружием
Воины-чукчи в традиционных доспехах с оружием

Тренировка будущего охотника и воине
Тренировка будущего охотника и воине