Найти в Дзене
ZOO CHANNEL

Ахалтекинец. Конь древних восточных завоевателей.

«Отец истории» Геродот в своих трудах оставил запись, что самые лучшие жеребцы в его времена были у парфян, и когда их впервые увидели фараоны Египта, то не жалели никаких средств, чтобы обладать ими. С тех самых древних времен нисейские, как их называли сами жители Парфянского царства, а ныне ахалтекинские кони, по красоте, неприхотливости и беговым характеристикам не уступают никаким другим лошадям в мире.
«Отец истории» Геродот в своих трудах оставил запись, что самые лучшие жеребцы в его времена были у парфян, и когда их впервые увидели фараоны Египта, то не жалели никаких средств, чтобы обладать ими. С тех самых древних времен нисейские, как их называли сами жители Парфянского царства, а ныне ахалтекинские кони, по красоте, неприхотливости и беговым характеристикам не уступают никаким другим лошадям в мире.

Любимцы Александра Македонского

Судя по сохранившимся описаниям, миниатюрам и различным декоративным изделиям, кони у жителей Нисы, столицы Парфянского царства, были рыже-золотистой масти, сухие, стройные, с высоко поставленной шеей и легкой головой. Их изящные длинные и тонкие ноги с хорошо развитыми суставами и небольшими крепкими копытами в момент галопа были просто не видны: так характеризовали скаковой темп этих лошадей. Тогда на них ездили только персидские цари. Александр Македонский, прошедший походом по Средней Азии, был поражен обнаруженным им табуном быстроногих жеребцов «цвета утренней зари», повелел захватить их и считал это большой удачей.

Территория древнего Парфянского царства постоянно являлась ареной борьбы разных народов. Вскоре Среднюю Азию заселили туркменские племена, но они постарались сохранить все ценное, что было на этой земле до них. Выращивать прекрасных лошадей — дело благородное, но бескрайние и безводные песчаные пустыни не позволяли это делать всем подряд. В Туркмении до сих пор существует поговорка: «Пока из жеребенка вырастет лошадь, хозяин превратится в худую собаку». Именно поэтому коней там изначально стали разводить только в оазисе Ахал, который от засушливых ветров закрывает горная гряда Копет-Даг. Травянистые луга здесь тянутся на десятки километров. С момента заселения среднеазиатских земель тюркоязычными народами, в оазисе Ахал поселилось племя теке, и поэтому с упадком столицы Нисы нисейские кони вскоре стали именоваться ахал-теке. Под этим названием ныне и существует порода лошадей, на которых несколько тысячелетий гарцевали императоры Китая, военачальники Рима и все восточные завоеватели.

Своенравные победители

Ныне ахалтекинская лошадь может быть гнедой, вороной, буланой, изабелловой, караковой, бурой, но ее шерсть обязательно имеет золотистый отблеск. Выращенный в условиях повсеместных зыбучих песков, ахалтекинец своим плавным аллюром преодолевает их так, что всадник словно плывет над барханами. Этот конь легко переносит жару до пятидесяти градусов, не мучается от жажды и не боится суровых морозов, ведь на севере Туркмении они иногда доходят до минус тридцати. Ахалтекинские жеребцы участвовали в создании таких пород, как арабский скакун и терская лошадь, именно от них все эти известные в мире кони унаследовали благородную стать и отличные беговые характеристики. Однако в скачках и спортивных состязаниях сами ахалтекинцы участвуют не часто. От природы они имеют очень вспыльчивый и своенравный характер, поэтому многие профессиональные наездники считают ахалтекинцев весьма тяжелыми в работе. Но если опытный тренер сумеет подготовить такую лошадь, лаской и терпением научит ее выездке, а наездник полюбит своего коня, как часть себя, то на долгие годы победа в соревнованиях им будет обеспечена. Для ахалтекинца не существует сложных трасс, препятствий, вязкой почвы, дождя, снега и вообще каких-либо конкурентов. Если он пустился в галоп, то сделает это изящно и придет первым, но только потому, что доверяет своему наезднику, а не механически выполняет подаваемые им команды. В этой лошади громко и гордо звучит древняя темпераментная кровь друга, завоевателя и спасителя, а не спортивного снаряда или сельскохозяйственного животного.