В своей риторике президент США Дональд Трамп не изменяет себе с момента победы на выборах в 2016 году. Однако в последнее время его политика приобретает все более и более изоляционистский характер. Соединенные штаты уже вырабатывают технологии модернизации экономики под современные вызовы. А вот Россия рискует стать спонсором чужого «праздника жизни».
Еще в 2016 году, в одном из первых выступлений в качестве президента, Дональд Трамп выступил с обещанием создать в Америке 25 млн рабочих мест. Он обещал снять запреты на нефте- газодобычу, выйти из Тихоокеанского партнерства и т.д. Инструментом для выполнения этих обещаний может стать только изоляционистская госполитика.
Первый «звоночек» прозвучал в виде санкций против Китая. 29 марта он заявил, что Вашингтон тратил триллионы долларов на строительство инфраструктуры в других странах и вверг экономику страны в состояние упадка. Мол, пора это заканчивать с помощью всей американской гордости и силы.
30 марта Вашингтон приостановил соглашение о свободной торговле с Южной Кореей. Сеул остался, мягко говоря, в недоумении.
Все действия США укладываются в схему перехода к политике изоляционизма. Зачем это нужно Америке?
Современная мировая рыночная экономика, как известно, развивается по «синусоиде», периодически сваливаясь в кризисы. Причем, кризисы эти, как писал Карл Маркс, оказываются все масштабнее и продолжительнее.
После первой мировой войны инфляция, перераспределяющая доходы и собственность в пользу ТНК, стала всеобщей и хронической, а экономическая политика государств стала изменяться по фазам цикла «инфляция-дефляция (финансовая стабилизация)». В преддверии войны, во время и после войны инфляция становится стремительной, затем она переходит в дефляцию (финансовую стабилизацию с низкими темпами инфляции).
В период финансовой стабилизации ТНК создают международные валютные системы для развития выгодной для них международной торговли. Но затем в зависимости от состояния платежного баланса страны, дефляция вновь переходит к стремительной инфляции, чтобы «разгорячить» рост, а затем, если невозможно вернуться к дефляции, наступает военное разрешение глобального кризиса.
Фазы цикла обслуживаются разными монетарными школами и партиями.
В настоящее время страны ЕС и Россия, следуя политике финансовой стабилизации, вынуждены сокращать социальные расходы, повышать налоги, замораживать зарплату, что усиливает социальное расслоение.
Для ЕС и России характерны низкие темпы экономического роста, рост безработицы и банкротство предприятий. У России, стремящейся следовать дефляционной политике, те же проблемы, что и у ЕС, но в более острой форме.
Причиной этого является то, что рубль, в отличие от евро, не служит резервной (ключевой) валютой, введены экономические санкции против России на фоне падение цен на нефть в 2014 г. Россия вступила в длительную рецессию.
– Елена Ведута, экономист
Таким образом, США попросту спасает собственную экономику, разрывая глобальные внешние связи.
Ранее Елена Николаевна в интервью «Регионам России» уже говорила, что Дональд Трамп выводит экономику США на новый технологический уровень роботизации за счет неэквивалентного обмена, как с другими странами (введение пошлин на импорт), так и переноса бремени затрат на роботизацию производства на граждан своей страны (налоговая политика).
Успех политики США будет во многом зависеть от того, как долго другие страны «согласятся» подставлять плечо ускоренному развитию новых технологий в США, т.е., например, продолжать политику финансовой стабилизации, поддерживая экономику США дешевым сырьем, что, в конечном счете, закончится переходом этих стран к мобилизационным моделям с тяжелыми потерями.
– Елена Ведута, экономист
Именно поэтому России необходимо в самом ближайшем будущем будет отказаться от экономических стратегий прошлого века (сдерживание инфляции за счет стагнации экономики и т.д.) и заняться разработкой конкурентноспособной альтернативы экономическим технологиям США.
Ольга Орлова