Найти в Дзене
Комментатор

ЗНАЮ ПО СЕБЕ: А.У.Е — Выдуманная организация

Треть века назад  мы стали появляться на свет. Мы, чья молодость пришлась на начало двухтысячных годов.  Лихие 90-е, привившие нам, поколению «нулевых», свой особый взгляд на жизнь, сегодня воспеваются романтическим периодом в современных новеллах, написанных арестантами-досудебщиками, а-ля «Зеркало». Поколение «нулевых» — плод последнего демографического взрыва, пришедшегося на 86-89 года, последняя надежда России. Наше поколение стало неким гибридом, способным уживаться в современной среде толерантных гомолюбов, ситнетических наркоманов и пивных алкоголиков.

Сегодня на улицах Читы уже не встретишь кучку гопников, состоявших в основном из ребят из неблагополучных семей. Когда-то, проходя по улицам города, самым страшным было услышать слова «Это, друган, постой…». Далее стандартная схема: жертву уводят за угол, придумывают историю о «дачке в лагерь» и выманивают ровно столько, насколько хвати наглости. В ход шло все – деньги, цепочки и порой даже одежда. К середине «нулевых» гоп-команды стояли, чуть ли не на каждом углу центра Читы.  Многие из нас побывали в обеих шкурах – и волчьей, и овечьей. Доходило до того, что только что «отработавшиеся» гопники через двести метров сами становились жертвами более матерых «разводил».

Конечно, ни о каких «передачках» в лагеря тут не было и речи. Все отобранные ценности, превращались в наличку в ломбардах, и спускались в игровых автоматах и в пивных. А «однорукие бандиты» в то время обдирали население почище любых гопников, да и  стояли они на всех углах. Пиво и сигареты в ларьках, цыганская «анаша» на ЦРММ, азарт и веселье — это было начало новой постельцинской эпохи в Чите. И пока уроженцы 70-х трудились в поте лица на фронтах капиталистической стройки, мы, поколение «нулевых», находились на улицах. И лучше всех ощущали этот ветер перемен.

Школы, в которых мы учились, были переполнены детьми, наши классы сформированные по 30-35 человек, имели аббревиатуры шести букв – от «а» до «е». Естественно, такое количество детей было невозможно контролировать преподавательским составом, и уже с пятого класса в возрастных группах начинала формироваться своя среда. Лидеры в классе были не чета советским – они отличались  ярко выраженным агрессивным поведением, особой жестокостью, связями с криминальным миром и плюющими на учебу свысока, как и на официальные нормы морали. Их «психотронным» оружием  было предельно четкое сознание блатных «понятий». И все  знали  свое будущее, и стремились к нему:  срок в тюрьме, и последующее признание с своих кругах.  Идеалами многих в то время были авторитеты Читы – Костя Ключевский, Осина, Зима, Интеллигент, и прочие личности, казавшиеся нам в то время несгибаемыми, этакими бунтарями современности. Тем более, что их можно было видеть на  фотографиях с первыми лицами области.  Уже с пятого класса мы учились крутить четки, разговаривать на фене и курить взатяг.

Раз в месяц по классам проходил клич «сбор на общак». Каждый старался внести свою лепту, дабы заслужить уважение самопровозглашенных лидеров. Тощали родительские кошельки, мамкины сережки уходили в ломбард, а купленные компьютерные запчасти — в комиссионные магазины. Сигареты, чай и конфеты формировали коробки, уходящие в лагеря. И, несмотря на установки из мест не столь отдаленных, что «общак — дело добровольное», его сборщики стыдили тех, кто в этом участвовать не хотел или не мог.

Но рано или поздно всему приходит конец. Конец нашей школе жизни пришелся как раз на середину «нулевых». В то время большинство поколения уже закончило школы и техникумы и прекрасно осознавало абсурдность всего происходящего. Многие из тех, кого «грели» в тюрьмах малолетки, выходя из зон, надевали военные бушлаты,  рабочие робы, или спивались и превращались в бомжей.   Весь идеально построенный мир блатных «понятий» терпел крах. В 2005 году закрыли и игровые автоматы, а мир «идеальных кумиров» дал трещину. На выходе из здания управления архитектуры и градостроительства Читы, был убит один из криминальных авторитетов Константин Ключевский. Годом раньшераньше был убит его подельник – Леонид Калинин. В то время еще никто не осознавал, что именно этот момент и станет началом конца читинского криминального мира.

Было ли то время пагубным или идеальным для общества? Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. То, что это время прошло видно невооруженным глазом – все авторитеты сегодня либо истреблены, либо сидят за решеткой. «Несгибаемые» лидеры того времени, из тех кто остался жив, пишут досудебные признания и стучат друг на друга в тюрьмах. Те, кто был поумнее, занимают сегодня руководящие посты в правительстве Забайкальского края и распоряжаются нехилым бизнесом, сколоченным «на костях». Последнее, что хорошего дали нам криминальные авторитеты – это закон о пресечении торговцев наркотиками. Конец «нулевых» был хлебным для последователей криминальной среды. Наркоточки гремели от набегов шпаны. «Барыги» подвергались жестким репрессиям, а все найденное изымалось. Выбора у наркоторговцев не было – блатные их не поддерживали, а в полицию они обратиться не могли. Таким образом, менее чем за три года зараза практически полностью исчезла с читинского рынка.

Что касается «понятий», то они остались и по сей день. Немного преобразившись, это явление стало нормами морали для современного общества. «Понятия» научили человека культурно разговаривать со своими оппонентами. Нельзя оскорблять человека, нельзя клеветать, нельзя бить людей без обоснования, нельзя махать ножами – за это ломают руки. Нельзя бить лежачего ногами, и нельзя заниматься мошенничеством, нельзя торговать наркотиками и насиловать. Все самые лучшие качества были собраны в «понятиях». Их последователи не кому ни чем не обязаны, ведь «общак – дело добровольное». Хочешь работать – работай, будь мужиком – это твое право. Твое право и на выбор профессии – главное человеком оставайся и соблюдай общепринятые в Чите нормы – «понятия».

И вот он, вроде бы, идеальный мир, где общество само регулирует отношения между его членами, но судя по всему именно такое общество и представляет величайшую опасность для нынешней системы состоящий в основном из крыс-коррупционеров, стукачей-предателей, шалаболов-лжецов и прочей нечисти. Еще недавно такие аббревиатуры как «ЛХВС», «АУЕ» и «СЛОН» были лишь элементом «понятий», ничего не значащим и ничего не обозначающим. Но вот пара прецедентов с за уши притянутыми доказательствами причастности лиц к криминальным кругам, зомбировальная обработка подконтрольными СМИ, и раскрутка совершенно ничего не значащего набора слов. Так и появилась на свет «якобы» организация «Арестантско — Уркаганское Единство». Если сегодня вы спросите об этой организации у любого старого зека, ничего кроме улыбки и смеха у него это не вызовет.

Зачем же, в таком случае, нужно загонять всех людей, обладающих такими элементами нормативной этики как «понятия», под один флаг? Конечно же для того, чтобы ими проще было управлять, а в случае их неподконтрольности – истребить. Сегодня в Забайкалье порой даже полицейские используют в разговоре с оппонентами нормы «понятий». Это считается нормой и на территории республики Бурятия и Иркутской области. Оно и понятно – никто из нас не хочет быть избитым беспредельщиком-качком, или ни за что оскорбленным каким-нибудь психопатом. Пока еще за все слова и действия людям Байкальского региона приходится держать ответ перед всем обществом. Такую практику в пору не уничтожать, а использовать в построении общества, в привитии морали последующим поколениям. К примеру, пять лет назад, для суда факт опьянения преступника стал отягчающим обстоятельством, в то время как испокон веков в «понятиях» существует выражения «с пьяного спрос вдвойне».

Природа человека способна к саморегуляции. И это неопровержимый факт. Даже в лихие 90-е общество само нашло себе каноны существования, согласно которым из хаоса зародились более-менее твердые зачатки общественной морали. Истинный же враг человечества – тоталитаризм. Никто не вправе решать за нас. И рано или поздно наше поколение «нулевых» даст толчок построению нового меритократического общества, объединяющего человечество как вид. Наша цель – работа во благо будущих поколений, а не ради величия одного.

Стас Захаров

На фото: настоящие,

а не киношные

«дети 90-х» с ЗабВО.

Автор второй слева во втором ряду

Фото из архива Стаса Захарова

100% эксклюзив! Подпишись!