Найти тему
Машинный мир

СТРАХ после АВАРИЙ. Не лёгкий АВТОСПОРТ. Личный опыт

Сегодня поговорим о страхах, с которыми сталкиваются большинство людей побывавших в критических дорожных ситуациях, а именно — авариях.

Съёмки передачи для РЕН-ТВ. Татьяна Елисеева
Съёмки передачи для РЕН-ТВ. Татьяна Елисеева
Татьяна Елисеева, мастер спорта международного класса, автоспорт
Татьяна Елисеева, мастер спорта международного класса, автоспорт

Мы вчера снимали передачу для РенТВ про страх. Речь шла не просто о фобиях: замкнутые пространства, укусы животных, боязнь темноты или сложных страхах одиночества, банкротства, а о страхе после аварий, вылетов с трассы и переворотов, ужас от рефлексии от возможных последствий...

В автоспорте я постоянно работаю со страхом после аварий, переворотов, преодолеваю страх на трассе.

- Как вы побеждаете страх?
- Думаю, будет правильно говорить, контролировать страх. Победить его не возможно, контролировать обязательно нужно и можно.

За долгие годы в автоспорте я сталкивалась со всеми перечисленными психологическими переживаниями и не раз, и конечно перепробовала разные методы борьбы с посттравматическим последствиями.

Первые шаги к победе над страхом

Разные  происшествия во время гонки случаются регулярно, но тяга к любимому делу заставляет работать над своими страхами. Одна из проблем, с которыми я сталкивалась — это вновь научиться верить в себя: не отпускать рано педаль газа, а продержать её ещё полсекунды дольше, чтобы не слить заезд.

-3

Началось с простого шоколада, говорят стимулирует что-то в голове. Но эта стимуляция, никак не влияет на скорость принятия решения и реакцию. Пробовала разные другие средства: кофеин, эфедра для улучшения скорости реакции, но кроме учащения сердцебиения, время прохождения круга существенно не улучшалось. Хотя бодрость духа присутствовала дольше, а иногда потом мешала спать.

Знаете, очень удивилась, узнав, что нас гонщиков считают адреналинозависимыми. Это не правда. Ни я, никто из моих друзей, не испытывает адреналинового кайфа или ломки. Но все  люди амбициозные – это да. 

Но возвращаясь, к адреналину. Он точно участвует в чувстве страха, поэтому я пробовала адреналино-блокаторы. Пробовалаверхом на лошади. Да, эмоции притупляются, но есть и побочный эффект – замедление процесса принятия решения. Поэтому экспериментировать с ними за рулём даже не пыталась.

Сходила на два тренинга по преодолению страха. Оказалось, что там работают  только с «фобиями». И когда я обращалась к тренеру и просила помочь со страхом в быстрых поворотах – мне отказывали, объясняя, что это базовый рефлекс, который помогает человеку жить, и его трогать не надо.

Ну, у меня же есть друзья психотерапевты. Которые понимают, что после такой работы я не пойду прыгать с 3-ого этажа, окрыленная от смелостью.

-4

Мы работали точечно, над моментом входа в поворот, конкретно – вход в ипподромный поворот. Техники разные, но пациент я не усидчивый. Результат может и был, но не достаточный.

По их совету я занималась аутотренингом – вечером перед гонкой моделировала ситуацию, проигрывала свои действия, чтобы разрушить реакцию мозга в виде раннего отпускания педали газа. Работа была над тем, что бы газовать в поворот на полсекудны дольше.

Отрабатывание такого поворота на гоночном симуляторе вещь для мозга совсем бесполезная, к сожалению мозг не обманешь. А вот реальные тренировки помогают, что не удивительно.

Многократное повторение даёт уверенность и прибавляет смелости с каждым новым заходом. Получаются такие небольшие шаги в борьбе со страхом: организм вырабатывает опыт и необходимую реакцию.

Корреспонденты провоцировали откровенными вопросами и просили вспомнить реальные ситуации преодоления страха.

- Можно ли использовать алкоголь?
- Иногда помогает совершить подвиг, но результат не стабильный: может быть как хорошим, так и печальным. А главное – не приходит чувство уверенности, не нарабатывается рефлексов.
Татьяна Елисеева на ралли "Шелковый путь", пустыня Гоби, Китай
Татьяна Елисеева на ралли "Шелковый путь", пустыня Гоби, Китай

Однажды, когда на ралли Шелковый путь, посреди пустыни стало темнеть, началась песчаная буря и дождь, стало действительно страшно. Тогда я тоже ощутила панику, что мы со штурманом останемся здесь ночевать. Я себя спросила могу ли я переехать ближайший гребень, попробовала, переехала. Там опять договорилась с собой рискнуть переехать следующий. Сдаться, я всегда успею.  И так все последующие дюны были пройдены. Потом стало темно, ничего не видно. Видно ближайшие 10 метров – проеду их. Потом еще 10 метров. И вот такими уговорами, мы проехали километров 200 и финишировали.

Есть ещё одно резервное средство – злость. Когда накатывает злость, может кто обидел или задел машину, может тренер довел- не важно, что вызвало злость. Разумное поведение заканчивается и начинается езда на рефлексах. Никакого страха, только злость. «Планка» падает и понеслись. Да, можно совершить много ошибок, но и результат – выше ожиданий.

У меня после аварий, улетов и переворов происходит закрепощение и опять приходится тренироваться. Это как большой шаг назад, с которого опять нарабатывать уверенность в себе.

Подписывайтесь на этот канал и не забывайте ставить "палец вверх" — очень мотивирует. Канал в Телеграм