О «Сицилийской вечерне», королевской дуэли – и взятии Парижа
30 марта 1282 года произошло событие, которое войдёт в историю как Сицилийская вечерня – и повлечёт за собой двадцатилетнюю войну. (Будут, впрочем, и культурные последствия – например, одноимённая опера Верди). Предыстория такова… на протяжении почти столетия Сицилийское королевство вполне благополучно себя чувствовало под властью Гогенштауфенов – однако, в середине века возник династический кризис, и троном завладеет внебрачный сын Фридриха II, Манфред. (Впрочем, считалось, что отец его признал – буквально за минуту до того как испустить дух…)
…Однако, Манфреда Сицилийского категорически откажется признавать Святой Престол – сначала в лице папы Урбана IV, а затем – Климента IV. (Оба пообещали Сицилию Карлу Анжуйскому… в связи с этим, Клименту даже придётся пробираться в Рим, на церемонию вступления в должность, переодетым – чтобы не попасться патрулям Штауфена!..) Карл откликнется на приглашение – явится с войском, и прикончит Манфреда… (Дело было в 1266 году). После этого чужаки-французы распространятся по Сицилии – к вящему неудовольствию местных… (Анжуйский, в отличие от Гогенштауфенов, вновь обретённое владение рассматривал как банальный источник пополнения казны… а планы у него были воистину необъятные – создание Средиземноморской империи, включая Константинополь!..)
…Эти обстоятельства и приведут к обширному заговору – с одной стороны, планами Карла озаботится византийский император Михаил Палеолог; с другой – претензии имел зять покойного Манфреда, король Педро Арагонский… наконец, сами сицилийцы негодовали, что надменные французы не только их обирают, но ещё и перенесли столицу из Палермо в Неаполь – то есть, за пределы королевства. «Мотором» предприятия станет салернский дворянин Джованни Прочида (преуспевавший при Манфреде – и несправедливо, по собственному мнению, изгнанный Карлом)… он успешно курсирует между Византией и Арагоном – успевая, даже, по пути, привлечь на свою сторону очередного папу, Николая III…
…В общем, мероприятие готовилось по-взрослому – однако, как это часто случается, вмешаются эмоции. (Мы-то привыкли скептически относиться ко всяким «стихийным народным волнениям» – но источники дружно уверяют: бунт 30 марта 1282 года возник безо всякого участия монарших заговорщиков – и даже в отсутствии Прочида). …Дело вышло так: некий французский сержант пристанет к местной даме – и будет тут же прикончен разгневанным мужем. Как по мановению руки, жители Палермо дружно набросятся на поднадоевших гостей – и в первый же день перебьют их около двух тысяч!.. (Интересно, что, невзирая на декларируемую спонтанность, атака произошла по сигналу церковного колокола – отсюда и Сицилийская вечерня).
…В течение считанных дней поднимутся другие города и сёла – по всему острову французов постигнет самая незавидная участь… (Согласно легенде, разгневанные сицилийцы кричали: «Morte Alla Francia, Italia Anela – Смерть всем французам, взывает Италия!» Якобы, именно этот слоган превратится впоследствии в аббревиатуру «мафия»… Выглядит сомнительно – ну, ладно…)
…Так или иначе – Педро Арагонскому придётся поспешить с выступлением – и уже в начале осени он благополучно коронуется… Карл Анжуйский, видя такой крах своих имперских замыслов, поступит в духе времени – послав конкуренту вызов на поединок!.. Встретиться короли сговорятся на нейтральной территории, в тогда английском Бордо… причём сразу же возникнет кое-какая проблема: Анжуйский, в свои пятьдесят пять, был на пятнадцать лет старше противника. Непорядок… для уравнения шансов решат, что каждый из королей прихватит по сотне рыцарей.
…Как мы помним, рыцари без сопровождения воевать не ездили – так что могло выйти серьёзное побоище. Однако, снова вмешается случай – назначив место и день, высокие договаривающиеся стороны позабыли условиться насчёт времени… В итоге, прибывший первым Педро прождёт положенное – и гордо удалится, объявив себя победителем – за неявкой противника… Через некоторое время подоспеет со своим воинством Карл – и, никого не застав, проделает ровно то же!.. (Случай может показаться небывалым – но, вообще-то, по тем временам памятны немало прецедентов, когда враждующие армии буквально натыкались друг на друга, понятия не имея о местонахождении врага). В общем, оба потратились на дорогу – а проблема осталась…
…Что было дальше? Началась Война Сицилийской вечерни – и через двадцать лет (за которые зачинщики успеют помереть) Сицилия останется-таки за Арагоном.
P.S. …Картина дня будет неполной, если мы не упомянём, что 30 марта 1814 года капитулировал Париж. Уже на следующий день император Александр I торжественно вступит в город… Надо сказать, несмотря на отсутствие Наполеона, поначалу завязался ожесточённый бой – однако, Александр распорядится поставить батареи на окрестных холмах, и велит передать парламентёрам, что «…прикажет остановить сражение, если Париж будет сдан: иначе к вечеру не узнают места, где была столица»... Французы вняли… интересно, что через год с небольшим, после Ватерлоо, разгромить французскую столицу соберётся уже горячий прусский фельдмаршал Блюхер – и как раз наш император насилу его удержит… Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 30 марта 1941 года родился Грэм Чарльз Эдж – барабанщик легендарной британской группы «Moody Blues» ещё с далёкого 1964 года.
И ещё. 30 марта 1945 года родился Эрик Патрик Клэптон – великий британский гитарист по прозвищу «Медленная рука»; единственный пока музыкант, трижды включённый в «Зал славы рок-н-ролла»: собственной персоной – а также с группами «Cream» и «Yardbirds».