Текст и фото: Антон Ширяев
У каждого большого автомобильного рынка есть своя специфика и свои особые автомобили, популярные только на конкретном рынке. В США это полноразмерные пикапы, в Европе – небольшие, но богато оснащённые хэтчбеки А- и В-классов, в Японии –кей-кары, а в Китае – дешёвые и достаточно компактные 7-местные компактвены. Несмотря на стремительный рост благосостояния в последние 25 лет, множество китайцев по-прежнему не могут и мечтать не то что об иномарке, а просто о дорогом автомобиле. А семьи у китайцев большие, да и отношение к ним трепетное. Кого же в КНР возят в 7-местных машинах, если до недавнего времени в стране действовала политика «Одна семья – один ребёнок»? Дедушек и бабушек! Ведь в Поднебесной нет пенсионной системы в нашем понимании этого термина.
Тут если и платят пенсию, то очень небольшую, а многие старики и вовсе её лишены, поэтому вся надежда на младшее поколение.Из-за этого дедушки и бабушки зачастую живут со своими детьми, поэтому в типичный китайский семейный автомобиль должны поместиться: папа, мама, ребёнок и минимум два, а порой и четыре представителя старшего поколения. На большей части территории КНР уже проложены хорошие дороги, поэтому клиренс у компактвенов может быть и не большим, но в части сельских районов и на отдалённых территориях дорожный просвет всё ещё нужен, да и зима в ряде провинций суровая. Поэтому есть место и таким машинам, как Lifan MyWay. Хоть Россия –и не Китай, но у нас три поколения одной семьи тоже часто живут вместе, а денег не сказать, что много. Есть шанс, что китайское блюдо подойдёт к нашему столу?
Колхоз и роскошь
Назвать Lifan MyWay красивым может только человек с очень особенным восприятием окружающего мира. Если передняя часть китайского кроссовера ещё способна произвести впечатление некоторой брутальностью, то задняя – настоящий дизайнерский промах. Крохотные колёсики теряются на фоне огромной боковины, кузов кажется узким и высоким, а сама машина производит впечатление неустойчивости и непропорциональности. А ещё MyWay просто поражает отдельными дизайнерскими решениями, часть из которых попахивает колхозом. Если эффектные росчерки выштамповок на боковинах можно отнести к полёту фантазии, а «слёзки» треугольников на фарах – к творческому заимствованию у автомобилей Skoda от Йозефа Кабаня, то синие окантовки в фарах, красные тормозные механизмы и имитация диффузора в заднем бампере – это уже перебор.
Но если дизайн экстерьера Lifan – это скорее неудача, то в интерьере всё очень даже неплохо. Необычная для бюджетного автомобиля чёрно-вишнёвая отделка, причём двухцветной сделан не только кожзам сидений, но и пластик на дверях и передней панели. Нашлось место и модному глянцевому пластику, и хрому, и красной строчке, причём всё это неплохо сочетается друг с другом. Но главное в салоне MyWay – это не дизайн, а простор. Потому что столь просторного автомобиля за столь небольшие деньги на рынке почти нет. Сам за собой я сел с солидным запасом, а если подвинуть вперёд диван второго ряда, то и на галёрке помещаюсь. Хотя, конечно, третий ряд рассчитан на тех, кто ниже 180 см.
Другое дело, что бюджетность Lifan проявляется в некотором неудобстве посадки за рулём. У сиденья коротковата подушка, абсолютно плоская спинка при отсутствии регулировки поясничного подпора, а у руля нет регулировки по вылету. В итоге усесться более-менее удобно всё же получается, но в по-настоящему длинной дороге быстро устанешь. На втором ряду, помимо запаса для ног и головы, есть собственная зона климата с отдельным блоком управления и возможностью регулировать наклон спинки. Но ни подстаканников, ни подлокотника, ни тем более подогрева дивана нет. Да и расположение дефлекторов обдува на потолке трудно назвать удачным решением – обитателям второго ряда они дуют прямо на макушку, а пассажирам заднего дивана –в лицо.
Зато Lifan неплохо оснащён: противотуманные фары, светодиодные огни дневного света, литые диски, рейлинги на крыше, кожзам, обогрев передних сидений (редкость для «китайца»), парктроники сзади, двухзонный климат-контроль, продвинутая мультимедиа-система с Bluetooth, USB и функцией MirrorLink, бесключевой доступ и запуск двигателя кнопкой... вот только подушек безопасности всего две. И тем не менее по укомплектованности MyWay просто уничтожает своего главного и едва ли не единственного конкурента Lada Largus Cross. Но так ли всё хорошо в движении?
Остро-кислый соус
Китайская кухня отличается диковинным для европейца сочетанием вкусов. И Lifan MyWay – не исключение. Его ездовой характер обильно приправлен остро-кислым соусом. Потому как кислое выражение лица вам обеспечено после первого же переключения передач. Рычаг с длинными и тугими ходами, а также с низкой избирательностью. Будто застывшую кашу в тарелке мешаешь! Ну а за остроту отвечают солидные крены и отвратительная настройка педали тормоза. Длинный свободный ход сменяется слабым усилием лишь в самом конце, когда уже успеваешь испугаться. И эти два фактора сильно портят впечатление от в целом неплохого автомобиля. Lifan MyWay – уникальная для России машина не только из-за своего необычного форм-фактора, но и по причине необычной конструкции.
Всё дело в том, что этот небольшой в общем-то автомобиль... заднеприводный, с продольно установленным двигателем и неразрезным мостом в задней подвеске! В теории Lifan должен расстраивать никудышной плавностью хода и склонностью к заносу, но на деле ни того, ни другого нет. Конечно, будучи пустым, MyWay довольно сильно козлит задней осью, но из-за длинной колёсной базы до водителя эти колебания не доходят. Более того, на плохой дороге Lifan радует отличной энергоёмкостью подвески и позволяет поддерживать высокую скорость, пусть это и сопровождается шумом подвески. Вообще шумоизоляция не самая сильная сторона китайского автомобиля. Голосит двигатель, шумит ветер, и лишь колёсные арки неплохо изолированы.
Но, во-первых, Lifan по уровню акустического комфорта находится на уровне конкурентов, а во вторых, можно и потерпеть, ведь один из источников шума – зеркала заднего вида, – обеспечивают прекрасную обзорность, а мотор здорово тянет. Двигатель вообще едва ли не самая сильная часть MyWay. Он отлично тянет с самого низа, что позволяет стартовать без нажатия на газ даже в горку. Просто отпустил сцепление, и машина поехала. Ну а после 3 500 – 4 000 об./мин. следует мощный подхват. Кажется, что даже тембр голоса силового агрегата меняется на более злой! При этом, в отличие от многих других китайских автомобилей, за рулём MyWay не возникает ощущения, что машина существует отдельно от тебя. На легковатом в нуле руле в поворотах появляется усилие, а под сброс газа машина уходит на более крутую траекторию.
Приятно удивил и безопасный характер управляемости Lifan –в пределе он скользит наружу передними, а не задними колёсами. Да и в целом с ролью семейного автомобиля MyWay справляется неплохо. А вот с дороги съёзжать не стоит, ведь новинка Lifan - кроссовер только на словах. Да, формально клиренс составляет солидные 192 мм, но у картера двигателя даже нет пластикового пыльника, не говоря уже о металлической защите! Поставьте её, и дорожный просвет будет не больше, чем у Lada Vesta. Да и картер заднего моста в колее всегда готов выступить якорем. Конечно, есть у MyWay и преимущества, обусловленные его необычной конструкцией. Так, балка-мост обеспечивает совершенно фантастические для легкового автомобиля ходы подвески. Впрочем, говорить о солидной геометрической проходимости всё равно не приходится из-за длинной базы.
Почти фургон
В чём Lifan практически нет равных, так это в перевозке грузов. Даже в семиместной конфигурации объём багажника составляет солидные 295 литров, если просто сложить спинку третьего ряда, то объём приблизится к 1 000 литров, а в багажнике появится удобная полка. Если полностью откинуть третий ряд, то полезный объём превысит 1 100 литров. Для перевозки крупногабаритных грузов можно или просто сложить спинки второго и третьего рядов, создав большую и ровную площадку, или полностью удалить третий ряд, поработав гаечным ключом, и откинуть подушку дивана на втором ряду. Отрадно, что все эти манипуляции не требуют нечеловеческих усилий – по крайней мере на новой машине с трансформацией салона справится и хрупкая девушка.
Так что на роль дачного автомобиля для людей старшего поколения MyWay отлично подходит. Да, это не самая динамичная машина, да, отдельные ездовые дисциплины оставляют желать лучшего, но по разбитой грунтовке на дачу со всем скарбом и многочисленной роднёй он доберётся без проблем. Можно рекомендовать Lifan и тем, кто хочет получить в одном лице и семейный, и коммерческий автомобиль. Кто ещё предложит полезный объём более двух кубометров и такой уровень комфорта? Но, чтобы стать «своим» на нашем рынке, этому китайскому блюду нужно выиграть рыночную борьбу у франко-румыно-российского пирожка – Lada Largus Cross.
Тольяттинская машина стоит значительно дешевле – 699 900 руб. против 829 900 руб., которые просят за MyWay. При этом она на 1,4 л/100 км прожорливее, её заявленный дорожный просвет на 22 мм меньше (170 мм), двигатель на 19 л.с. и на 13 Нм слабее, в 7-местной конфигурации багажник более чем в два раза меньше, а салон оснащён куда беднее. И всё же лично я бы выбрал «Ладу». В её надёжности нет сомнений, она заметно дешевле, а если отказаться от третьего ряда и версии Cross, то на разницу можно будет и вовсе хороший китайский квадроцикл купить. При этом со всеми сложенными сиденьями у Largus больше полезный объём, а ещё тольяттинский универсал более грузоподъёмный. И всё же шанс на успех у Lifan есть. Для многих убогий салон Largus окажется неприемлемым, есть и те, для кого сам бренд Lada звучит как приговор.