Вчера первый раз как следует посмотрел художественный фильм «Старикам тут не место» братьев Коэнов. То есть без спешки, без попкорна, без детей вокруг, вдумчиво и даже пересматривая, а вернее, переслушивая отдельные диалоги.
С моей точки зрения, братья Коэны плохих фильмов не снимают в принципе. Не всё у них, ясное дело, ровно, но не каждый может снять хотя бы раз в жизни фильм типа «Большого Лебовского», не говоря уже про «Фарго». «Старикам места нет» — ничуть не хуже «Фарго». А может, даже и лучше. Очень даже может.
Сюжет простой: местный охотник в процессе поиска подстреленного оленя натыкается на место разборки мексиканских ОПГ — пострелянные машины, множество трупов. По ходу осмотра места происшествия сперва обнаруживает полный грузовик наркотиков, а потом чемодан с парой миллионов баксов. Прихватив чемодан, охотник (по совместительству — ветеран боёв в Индокитае) бросается в бега, а в погоню за ним отправляется наёмный убийца.
Планка в создании мощного образа наёмного убийцы в данном фильме поднята на новую высоту. Упырь Антон Чигур, расхаживающий с пневматическим приспособлением для забоя скота (баллон со сжатым воздухом и насадка, из которой выпрыгивает заточенный штырь), местами выглядит и действует поярче Терминатора. При этом похож на известного репортёра Александра Невзорова, Владимира Высоцкого и Геннадия Хазанова сразу как брат-близнец. Никакой суеты, никакой спешки — идёт по следу как самонаводящаяся торпеда. Кстати, на слэнге таких именно торпедами и зовут.
Противостоит упырю местный шериф в исполнении Томми Ли Джонса. Томми уже старенький, ветерану американских правоохранительных органов непонятно — кто и зачем совершает подобные преступления? В чём причина? В чём смысл? Для чего такая жестокость? К чему эти горы трупов? Персонаж Томми Ли Джонса — из старых добрых представителей своей страны, а упырь Антон Чигур — убийца новой американской формации, которому не ведомы ни жалость, ни сочувствие. Он всё делает правильно, так, как должно быть, не совершая лишних движений.
Собственно, весь смысл фильма заключается в названии- старикам тут не место, то есть мир постоянно меняется, ничто не вечно, грядущего не избежать, остается только уступить место завтрашнему дню.
Но гениальность фильма Коэнов не только в этой мысли, а в том, что картина всей своей сутью, всей кинематографической структурой эту мысль выражает. Для того, чтобы это пояснить, надо разобрать главных персонажей фильма более подробно, а потом сделать вывод.
Смысл персонажей
Многие из тех, кто хоть как-то пытался интерпретировать значение героя Антона Чигура в фильме, совершали одну и ту же ошибку. Они считали, что Чигур - это воплощение зла, безумец и абсолютный маньяк.
На самом деле нет. Антон Чигур - это сверхчеловек, человек будущего. Для тех, кто не знаком с философией Ницше, поясню, что сверхчеловек - это человек, который придет на смену нынешнему человеку. Это будет максимально рациональное и эффективное существо, для которого не существует таких понятий, как добро и зло. Он как бы над человеческой моралью, по ту сторону добра и зла. У него есть цель, и он любыми способами её выполняет. То есть, если Чигур убивает, то он это делает не потому, что ему нравится убивать, а потому что это поможет достичь цели или он таким образом уничтожает помеху, стоящую у него на пути. Даже если этой помехой станет тот, кто и поставил ему эту цель, то есть сам заказчик.
Это, кстати, не первый герой в творчестве Кормака Маккартни, по книге которого снят данный фильм. У него был уже судья из книги "Кровавый меридиан". Также обратите внимание на два эпизода с монетой. Первый - с хозяином заправки, второй - с женой Мосса.
Тюфяк на заправке остается в живых, потому что несмотря на трусливый характер проявляет свою волю и выбирает одну из сторон монеты.
Жена же Мосса отказывается выбирать и, соответственно, умирает, хотя напрямую нам этого не показывают. И, наконец, эпизод в финале, когда Чигур попадает в аварию. Заметьте, что он едет на зелёный свет, то есть опять, как обычно, всё делает правильно и рационально. Он не совершает ошибок в отличие от обычных людей, но вполне может стать жертвой такой ошибки, ведь хоть он и сверхчеловек, но всё-таки биологическое существо, а не какое-нибудь мистическое воплощение зла.
Самый простой герой из этого фильма - это Мосс, отчаянный мужик, служил в армии, сейчас работает обычным сварщиком, живет с какой-то дурнушкой в трейлере. Это явно не та жизнь, которую он хотел. Именно поэтому он ходит на охоту - чтоб получить хоть немного адреналина. И именно поэтому, выйдя на место разборки наркомафии, не свалил в сторону побыстрее как любой нормальный человек, а, наоборот, ввязался по уши в ситуацию.
Тут, пожалуй, ключевым эпизодом является его ночное возвращение на место разборки. На первый взгляд, довольно странно выглядит эта сцена, не правда ли? На кой черт он туда поперся с водой? Неужто почувствовал вину перед умирающим бандитом? Конечно же, нет. На мой взгляд, это один из эпизодов, четко характеризующий данного героя. Ему в жизни позарез нужен был адреналин, и он, хлебнув его, уже не смог остановиться. Он готов рискнуть и почувствовать себя по-настоящему живым.
Старый умудренный опытом шериф - Эд Том Белл. В фильме - это воплощение героев прошлого. Он как будто бы сошел со страниц сценариев вестернов 40-50-х. Его время прошло, и Эд Том Белл на протяжении всего фильма это подтверждает. Он будто бы в постоянном недоумении и удивлении от того, что происходит. Он словно не понимает ни мотивов, ни целей людей, которых пытается разыскать и остановить. Он просто постарел и отстал от жизни, которая не стоит на месте, а постоянно бежит вперед. Этим персонажем Коэны, как мне кажется, хотели показать, что мир не только меняется, но и то, что мы сами стареем, и чем старше становимся, тем чаще вспоминаем, как раньше было хорошо, не то, что сейчас. Хотя, на самом деле, мир и раньше был жесток.
Смысл истории
Итак, у нас есть три героя. Антон Чигур - человек будущего, Люэлин Мосс - человек настоящего, некий аналог современного крепкого орешка, отчаянный парень, и Эд Том Белл -шериф, словно вынырнувший из вестернов середины 20 века. То есть Коэны соединили в своем фильме архитипы героев разных времен и на их примере показали, как мир меняется, как что-то уходит в прошлое, а что-то приходит ему на смену. Обратите внимание, что все три героя существуют во вселенной фильме как бы по отдельности. Их постоянно что-то друг от друга разделяет, мы ни разу не видим двух героев одновременно в одном кадре. Даже сцена перестрелки Мосса с Чигуром срежиссирована таким образом, что не сразу понятно, кто стреляет в Мосса, пули прилетают будто бы из ниоткуда. Если герои настоящего и будущего хотя бы как-то взаимодействуют друг с другом и даже в одной из сцен даже общаются по телефону, то прошлое и будущее никак не могут встретиться ни в одной сцене.
Частности
Рубят под корень диалоги. Кино про реднеков, и реднеки говорят в нём как реднеки (ре́днеки — жаргонное название белых фермеров, жителей сельской глубинки США, вначале преимущественно юга, а затем и области при горной системе Аппалачи). Это создаёт некоторые трудности в восприятии, но в целом — отлично настолько, что просто нет слов. В переводе это, понятно, никогда не отражают — у нас все зарубежные сельские балбесы говорят как выпускники филфака. И тем не менее, братья Коэны — мастера диалогов, и за одну только беседу Антона Чигура с дедушкой на бензоколонке можно сразу давать «оскара». А беседа там не одна. И "Оскара" совершенно справедливо дали многим: за сам фильм, за сценарий, за режиссуру и лично Антону.
Снято всё, как обычно, на первый взгляд, может показаться, что примитивно. То есть никакой дергатни камеры, никаких резких отдалений и приближений камеры, никаких спецэффектов. Однако при этом снято так ловко и склеено так здорово, что фильм можно пересматривать раз десять — и чтобы порадоваться и чтобы поучиться.