Когда моя бабушка Зинаида Васильевна была жива, она любила по праздникам устраивать чаепития. А за угощением развлекала нас воспоминаниями о своей молодости, об одном из которых я хочу рассказать.
В середине июля 1941 года войска отступали из Смоленска к Соловьевой переправе, в сторону Москвы. И по пути, в районе станции Рябцево, произошел бой с немцами.
Моей бабушке Зине тогда было 14 лет, они с сестрой Ниной отступали вместе с воинской частью и остановились у родственников в деревне Горелики. Во время самого боя прятались в доме, в подполе. А когда битва закончилась, девочки вместе с жителями деревни отправились собирать трофеи: ящики с продуктами, мылом и прочим добром.
Выйдя в поле, сестры обнаружили убитого солдата. Стали искать у него документы или медальон с данными: где родился, в какой части служил. Ничего не нашли. Тогда девочки решили его захоронить. Подобрали две винтовки, плащ-палатку. Возле дороги был небольшой окоп. Зина и Нина положили туда винтовки, на них - солдата, накрыли плащ-палаткой, и сделали земляной холмик сверху. Воткнуло в землю палку, а на нее повесили каску.
В это время мимо проезжали немцы на мотоцикле. Девочки испугались, что немцы им что-нибудь сделают, но немцы подъехали, поглядели на них, что-то сказали по своему и проехали дальше.
- До сих пор никто не знает об этой могиле, - закончила рассказ моя бабушка Зинаида. - Возможно, кто-то плачет по этому человеку, возможно, его искали. Никто эту могилку не навещал. Я сейчас при всем желании не смогла бы отыскать этот холмик. Он, наверное, уже давно сровнялся с землей.
Сколько еще таких ребят, сражающихся за Родину остались неизвестными. Их родным приходили извещения: "Пропал без вести", а они надеялись, что случилась ошибка, а может быть он ушел в партизаны или попал в плен. Они ждали десятилетиями.
А где-то в поле или на опушке леса сиротливо стоял холмик, от которого впоследствии не оставалось и следа.