Среди техники, задействованной американцами во Вьетнаме, очень редко упоминается противотанковая самоходка M50 Ontos. Машина, которую вопреки традиции, назвали не в честь генерала Гражданской войны, а попросту «вещью» (Ontos – с греческого - вещь). И впрямь, вещь получилась невиданной. Сегодня мы поговорим о непродолжительной карьере истребителя танков, который так и не познал достойного противника.
В отличие от многих образцов военной техники США, Ontos наименее известен. Тому поспособствовал ограниченный выпуск (около трехсот машин), из которого до войны во Вьетнаме сохранилось чуть более 150 машин. Вероятно, этим вызвано снисходительное отношение армии США к шестиствольной вещи. Что говорить, если даже военно-учетной специальности, относящейся к экипажу М50, попросту не было! С другой стороны, если у вас плохо получается забивать ботинком гвозди – это не означает, что ботинки плохие. В силу того, что Вьетконг не обладал внушительными количествами танков, на борьбу с которыми был ориентирован Онтос, его использовали как штурмовое орудие.
Тем не менее, наш герой проявил себя в ряде сражений, играя в них не последнюю роль. Машину эксплуатировали морпехи, которые ценили М50 за легкость и проходимость. Благодаря малому весу и широким гусеницам, Онтос часто был единственной техникой, которая могла добраться до поля боя по болотистой местности Индокитая. А залп из шести стволов 106-мм безоткатных орудий – был весьма эффективным аргументом.
История создания
Работы по перспективному истребителю танков начались в далеком 1950 году, когда армия совместно с КМП возжелали себе легкое, но эффективное противотанковое средство. По расхожей легенде, список требований к перспективной разработке не превышал одной страницы, что очень похоже на правду. Единственное, на чем настаивали военные – это унификация новой машины с шасси истребителя танков M56, который приводился в движение шестицилиндровым бензиновым двигателем GMC.
Заказ получила компания Аллиса Чалмерса, которая специализировалась на сельскохозяйственной технике. Спустя три года военным показали первый прототип перспективной машины. По воспоминаниям очевидцев, они возненавидели увиденное: тесный корпус, большая высота, да и боекомплект в 18 выстрелов был явно недостаточным. Список претензий был явно длиннее списка требований. Военным не понравилось, что перезарядка орудий происходит снаружи, а корпус машины мог защитить лишь от стрелкового оружия. Предварительный заказ на 1000 установок был отменен, и на том бы история M50 была завершена, если бы не морпехи.
Руководство КМП США взглянуло на новую машину под иным углом. Им приглянулась легкость машины, которая придавала ей недоступную для тяжелого вооружения проходимость. Оценили моряки и шесть стволов – вероятно, в голове зашумели барабаны револьверов предков. А недостаточную защищенность обошли вниманием со свойственной морпехам бравадой. Компания Чалмерса получила заказ на 297 самоходок M50, постройка которых началась в 1955 году. Первые машины поступили в распоряжение морской пехоты годом позже – в 1956. Огневой основой «Онтоса» было 106-мм безоткатное орудие M40, которое разработали после окончания Второй Мировой. По сути, калибр М50 был 105-мм, но дабы избежать путаницы с устаревающим орудием M27, которое имело тот же калибр, решили добавить миллиметр.
М40 имела отличную баллистику и придавала относительно высокую скорость выпущенному снаряду. Во время испытаний машины на Абердинском полигоне, залп шести стволов вызвал резонанс, которого хватило для высаживания окон из близлежащих зданий.
Естественно, возникает вопрос – как прицелиться на такой экзотической конструкции? Конструкторы решили вопрос максимально просто, установив 12,7-мм пулемет M2HB, который использовался для пристрелки. Трассирующая пуля на дальностях до километра обладала практически такой же баллистикой, что и снаряд M40. Правда, дальность стрельбы пулемета была ограничена 1,5 километрами, и для ведения огня на большую дистанцию требовались более изощренные методы установки цели.
Применение
Теоретически, первым случаем применения M50 Ontos можно считать ливанский кризис 1958 года. Но тогда операция обошлась практически без боевых действий, и Ontos не сделал ни единого выстрела. Следующий эпизод пришелся на 1964 год – во время американской интервенции в Доминиканскую республику, где уже были достойные противники для M50. Тогда экипажам шестиствольных самоходок удалось уничтожить несколько танков, включая современные французские AMX-13. Что примечательно, это первый и последний случай применения несчастной машины по назначению.
А потом был Вьетнам. Уже в 1965 году во время первого усиления американского контингента, морпехи отправили два противотанковых батальона, оснащенных M50 Ontos. Правда, вскоре выяснилось, что здесь для них привычной работы не будет. Их рассредоточили в качестве средств усиления других подразделений. Это, опять же, проистекает из отсутствия в армии США доктрины применения подобных машин, потому «Онтосы» использовались так, как того требовала ситуация или конкретный командир. В таком амплуа быстрые и вооруженные машины оказались очень кстати.
Но восторги пехотинцев быстро сменились скептицизмом. Несмотря на то, что Ontos мог в кратчайшие сроки пробраться в труднодоступные районы, обеспечив поддержку, он имел критичные недостатки. Как говорилось выше, защита самоходки была крайне условной, и попадание их РПГ почти гарантированно уничтожало машину со всем экипажем. После первых массовых потерь, использование М50 ограничивали задачами статической обороны, используя их как огневые точки. Кроме того, машина представляла опасность и для своих войск: плотно скомпонованные кабели электроспуска часто приводили к самовольным выстрелам.
Тем не менее, альтернативы «Онтосам» не было, и их широко применяли для поддержки пехоты. Кумулятивный снаряд отлично подходил для вскрытия бункеров, да и живой силе от «вещи» досталось. Для орудия M40 был разработан новый снаряд Beehive (улей, то бишь), который при разрыве выпускал обильное облако из 10 тысяч стальных иголок. Это, вкупе с необычной наружностью M50 Ontos, давало необходимый психологический эффект: при виде самоходки, столкновения избегали, или же делали ее приоритетной целью.
В 1967 году морпехи реорганизовали свои противотанковые батальоны, придав все M50 Ontos в усиление к танковым подразделениям. К тому моменту большинство самоходок были на грани своего ресурса, и некоторую часть машин разбирали, дабы поддержать боеспособность оставшихся. Новые запчасти не поступали уже тогда, что говорило о закате Онтоса.
В конце января 1968 года началось Тетское наступление, которое является одним из самых масштабных сражений той войны. И последним массированным применением нашего героя. После того, как американцы заняли южный берег реки Хыонг, началась остаточная зачистка зданий, в которых скрывался противник. Здесь пригодились M50, которые обрушивали шквал огня на укрытия Вьетконга. По словам одного из участников тех событий, Ontos был самым эффективным вспомогательным орудием морской пехоты в той битве.
В то же время, ожидалось прибытие до десяти северовьетнамских танков для усиления осады Кхе Сана. Для того, что бы дать им отпор, в тот район вертолетами MH-53 переправили десять самоходок. Хоть танки так и не пришли, шесть безоткатных стволов снова проявили себя в борьбе с пехотой. А по завершении битвы, эти машины передали пехотной бригаде. Ontos использовался, пока не закончились запчасти для него. Хотя, и в том случае американцы не бросали машину, превращая ее неподвижную огневую точку.
После вывода американских войск из Вьетнама, часть M50 была разоружена и передана в гражданское использование. В частности, бывший истребитель танков применялся в качестве лесозаготовительной машины. А небольшое количество самоходок было распределено по отдаленным районам. Несмотря на активное, и – пусть с оговорками – но успешное использование, к подобной концепции больше не возвращались. И война во Вьетнаме стала первой и последней большой операцией, в которой приняла участие необычная установка. Фактически же, последний M50 Ontos сняли с боевого дежурства в заливе Гуантанамо лишь в 1980 году.