IV конкурс «Детский триумф джаза» завершился в Москве. Специально для «Джаз.Ру» Анна Чистоделова беседует с художественным руководителем конкурса. Павел Овчинников — тромбонист, композитор, аранжировщик — рассказывает о результатах, перспективах и открытиях конкурса. В полной версии текста на «Джаз.Ру» — также полный список лауреатов 2018 года!
Павел Леонидович, поздравляю вас с триумфом «Триумфа»! Гала-концерт впечатлил: пять оркестров на одной сцене, импровизирующие с младых ногтей солисты. Насколько жёстким был отбор участников?
— Отсеяли мы много, больше половины соискателей на первом этапе. В основном — по причине невыразительного исполнения материала. Я говорил и на пресс-конференции в ТАСС, и лично обращался к педагогам и родителям юных джазменов: готовить надо яркую, интересную, именно конкурсную программу, а не обычную пьесу, как на зачёт в музыкальной школе. Фестиваль «топовый», на его победителей равняется вся страна! По сути, ведь это самый настоящий конкурс с Гран-при, с дипломами лауреатов трёх степеней. Вот возьмите солистов «Домисольки» — что ни песня, то заслушаешься; я бы на сольный концерт Даши Черенковой (Гран-при за лучший вокал. — Авт.) с удовольствием сходил! Её «Усталые игрушки» в авторской трактовке педагога Николая Чермошенцева — вот это номер! Детский «Триумф джаза» развивается, аранжировки становятся все оригинальнее, и просто спеть или сыграть джазовый стандарт, когда солист исполняет тему в начале и в конце, а концертмейстер в середине импровизирует, увы, недостаточно.
Фестиваль имеет всероссийский статус. Откуда ещё, кроме Москвы, поступали заявки на участие?
— Красноярск, Ростов, Воронеж, Санкт-Петербург — всего около 20 городов. Всех не перечислю, но отмечу, что в этом году наряду с именами областных центров со сцены звучали такие названия, как Минусинск и Нижняя Тура, что очень отрадно. Из Челябинска приехала в качестве гостьи фестиваля Алиса Рогулина, очень талантливая 11-летняя пианистка, поражающая своим искусством поклонников джаза не только в России, но и в других странах.
Проект обрастает новыми традициями. Что было добавлено в этом году?
— Номинацию «Духовые оркестры». Джазу очень нужны духовики, и мы стараемся не только собирать действующих по городам и весям, но и взращивать молодую поросль. Всем известно, что около года назад Игорь Бутман возглавил ГУДИ — Государственное училище духового искусства, в котором шло обучение духовиков и ударников академического направления. И вот с начала учебного года с его легкой руки в колледже открылось эстрадно-джазовое отделение. Мне посчастливилось стать руководителем студенческого джаз-оркестра ГУДИ, который неплохо выступил на минувшем фестивале, ведя за собой четыре других: «Александр бэнд» школы им. Дунаевского, созданный Александром Краси, биг-бэнд Московского военно-музыкального училища им. В.М. Халилова — руководитель Игорь Андрюшин, Krasnoyarsk Sax-Band под управлением Юлии Барановой и приглашенного гостя гала-концерта — джаз-оркестр Академии им. МаймонидаФГБОУ РГУ имени Косыгина. Вот вам те самые пять коллективов, одновременно сыгравших на одной сцене и представляющих все три ступени музыкального образования России.
Сложно было подготовить эти номера? Работы здесь на год: от написания партитур до сводных репетиций на добрую сотню музыкантов.
— Мы вместе репетировали только один раз, в день гала-концерта. Все команды сыгранные, с сильными наставниками, поэтому все звучало. К биг-бэндам у нас отношение строгое: есть некие важнейшие критерии ансамблевой игры — ритмичность, строй, фразировка, динамика. Мы не придираемся, а оцениваем по этим критериям. В первых двух турах приняли участие порядка 10 биг-бэндов. Пять из них — в списке лауреатов разных степеней.
Как проходит первый, отборочный тур? Действительно ли вы просматриваете каждый присланный видеоролик?
— Конечно! Нормы есть в Положении фестиваля, но я их, так и быть, повторю: вы присылаете нам ссылки на свои выступления, загруженные на YouTube. Общий хронометраж не должен превышать 20 минут. По результатам просмотра видеоматериалов мы формируем состав участников, допущенных ко второму туру конкурса, а это уже фактическим прослушивание юных музыкантов членами жюри.
Принять коллективы из разных городов, обеспечив расселение, площади для репетиций — это серьёзные затраты. Кто это все финансирует?
— По вопросу финансов, уточню, что участники сами оплачивают проезд и проживание в гостиницах, с которыми мы сотрудничаем на выгодных условиях, заселяя туда музыкантов со всего света, приезжающих на взрослый «Триумф». Таким образом, для международного формата детского фестиваля давно все готово.
Участие для юных музыкантов бесплатное: да, у нас действительно нет вступительного взноса! Потому, что «Триумф джаза» — не коммерческий конкурс для зарабатывания денег, а тончайший фильтр, позволяющий открыть те самые имена, которые в ближайшие десятилетия смогут достойно представить Россию на мировом уровне. Мало того, в этом году нам удалось даже выделить средства на денежные призы для победителей! Поэтому мы не выдаем дипломы просто за участие — «чтобы не травмировать ребенка», как просят некоторые родители. Статус призёра и дипломанта «Триумфа джаза» — знак качества, повод для гордости и признание серьёзного творческого потенциала.
Если говорить о международном формате фестиваля, какие государства уже сейчас готовы откликнуться на такое приглашение?
— Израиль, Германия, страны Балтии. Ближе к делу, думаю, заявят о себе и другие. Это не значит, что ценность российских городов померкнет: наоборот! Фестиваль развивается год от года, настало время увеличить количество конкурсных дней и площадок, а ещё мы мечтаем о гастрольном туре молодёжного сборного биг-бэнда.
Как победа в конкурсе может повлиять на дальнейший успех молодого музыканта?
— На самом первом детском «Триумфе» одним из лидеров оказался юный пианист Коля Мищенко. В прошлом году он пришёл к нам и спросил, сможем ли мы дать ему рекомендацию для поступления в колледж Бёркли. Мы охотно это сделали, потому что они с колледжем друг друга действительно достойны (улыбается). Теперь он успешно там обучается и даже получает стипендию!
Много ли тех, кто проходит во второй тур и занимает призовые места из года в год?
— Конечно. На наших глазах вырастает целая плеяда талантливых вокалисток, воспитанниц Анастасии Балевой. Это Александра Мостовяк, Мария Петрова, Виктория Антонян. Мы радуемся неизменным успехам Арины Багаряковой и Вячеслава Квасова из «Домисольки». Саксофонист Матвей Михеев, юная мультиинструменталистка Полина Тарасенко, Борис Григорян, выступивший как трубач и пианист, Вероника Богданович, которая замечательно играет на рояле и поёт, и многие другие талантливые ребята были лауреатами разных степеней на наших прошлых конкурсах.
Наблюдать за становлением музыканта очень важно, но еще эффективнее — прикладывать к этому становлению свои руки, опыт, возможности. Сейчас с нами — прекрасные ребята-студенты ГУДИ, благодаря первоклассным педагогам отлично владеющие инструментами. Чисто академические, они переняли от наставников — народных и заслуженных артистов, солистов симфонических оркестров — великолепное качество звука, владение строем: то, к чему должны стремиться музыканты всех жанров. Моя задача — научить их фразировке, штрихам, голосоведению, джазовому языку. Они восприимчивы и пластичны, как настоящие профессионалы, Гран-при этого коллектива-дебютанта — абсолютно заслуженная награда. Хочу отметить, что джаз-оркестр ГУДИ состоит из одних студентов и учащихся, без иллюстраторов из числа педагогов. За неполный учебный год оркестр уже выступил в Большом зале Московской консерватории, концертном зале им. П. И. Чайковского и на III Московском культурном форуме в Манеже.
Приложение. Лауреаты IV конкурса «Детский триумф джаза» — в полной версии на «Джаз.Ру»