Найти тему
Бег по нотам

Композиторы на службе у Их Величеств. Клаудио Монтеверди.

Сегодня от музыкальных теоретических изысканий переходим к живым людям, будем говорить о композиторах, причем о тех, кто состоял на службе при дворе.

Ведь вплоть до 19 веке практически каждый композитор, он же еще и исполнитель на одном или нескольких музыкальных инструментах, стремился для себя найти достойное место службы. Можно подумать, что сейчас что-то изменилось!? Это было совершенно естественно, и никто в этом не видел ничего зазорного. Напротив, чем круче был тот властитель, у которого служил музыкант, тем выше был статус этого музыканта. Ну, соответственно, выше его зарплата, или как говорили во времена Баха - акциденции.

Итак, музыканты и, в частности, композиторы на службе Их Величеств.

Эти величества бывали разные - либералы и тираны, любившие музыку и совсем в ничего в ней не понимавшие, молодые и не так чтобы сильно. Но объединяло их то, что при каждом дворе или почти при каждом, была капелла или оркестр, одним словом музыканты.

Были композиторы, которые писали музыку для этих музыкантов, и были капельмейстеры, которые руководили этими музыкальными силами.

Сегодня разговор о композиторе - Клаудио Монтеверди.

-2

Клаудио Монтеверди более 20 лет служил у герцога Мантуи, Винченцо Гонзага, который и был его патроном.

Итальянская Мантуя в конце 16 века была одним из наиболее крупных музыкальных центров Северной Италии. Гонзаги создали из своей резиденции оплот роскоши, богатства и изящества. Сам герцог Винченцо Гонзага вызывал противоречивые отклики. Одни считали, что он классический пример тирана, проводивший жизнь в постоянных празднествах, пиршествах развлечениях, другие утверждали, что может это и так, но при этом Винченцо знал толк в искусстве - его картинная галерея славилась полотнами Рафаэля и Рубенса, кстати, Рубенс написал замечательный портрет самого герцога и прожил несколько лет при его дворе. При Мантуанском дворе свое покровительство нашел также и величайший поэт Италии Торквато Тассо, Винченцо даже вызволил его из Феррарской тюрьмы. И, конечно, же герцог обожал музыку.

Гонзаги содержали при дворе отличных, и даже выдающихся музыкантов и певцов, был также и штат танцоров. Герцог Винченцо не оставлял без внимания и музыку в соборе и церквах Мантуи.

Она (книга) сразу же завоевала громкую популярность. И за 30 лет была переиздана 8 раз.

Тем временем в личной жизни Монтеверди произошли перемены, молодая певица придворной капеллы, Клауди Каттанео, стала его избранницей. Свадьба состоялась только после милостивого согласия и благословения на брак герцога Гонзаги, так как придворный композитор не мог даже жениться без разрешения своего патрона.

Однако вскоре после свадьбы Монтеверди получил от герцога приказ - немедленно выдвигаться в дальнюю дорогу. Герцог, даже осуществляя военный поход, не собирался менять привычный уклад своей придворной жизни. Следовательно, полторы тысячи человек, включая певцов и музыкантов, сопровождали его в этом дальнем военном путешествии.

Через 6 месяцев Монтеверди вместе с герцогской свитой вернулся в Мантуи. Жизнь входила в обычное русло, шло время.

И вот примерно через 10 лет при Мантуанском дворе возникает один из шедевров Клаудио Монтевердии, опера "Орфей" или точнее "Сказание об Орфее". Мы не знаем, когда и при каких обстоятельствах Монтеверди получил задание написать музыкальную драму, и кому принадлежал выбор сюжета. В то время это был традиционный оперный сюжет. Об Орфее уже были созданы драма Анджело Полициано, опера Пери Евредика, опера Каччини с таким же названием.

-3

"Орфей" сделал Монтеверди знаменитым. Он колесил с успехом по всей Италии да и за ее пределам. А в родной Кремони его считали настоящим героем.

А на службе были тем не менее не очень приятные моменты. Герцог Мантуанский, конечно, покровительствовал музыке, но зарплату платил не всегда регулярно, иногда задержки составляли и по 5 месяцев, поэтому, увы, Монтеверди часто приходилось брать в долг, да и жалование у него в общем было небольшое.

На самом деле в жизни Монтеверди многое изменилось при назначении на должность руководителя капеллы при дворе. До этого официально он был лишь исполнителем на виоле. Хотя как это часто бывает, с ростом зарплаты выросло количество работ.

Еще до "Орфея" в ноябре 1601 года скончался Паллавичино, маэстро герцогской капеллы. Монтеверди в изысканно почтительном письме наполнил Гонзаге о своих притязаниях на пост руководителя капеллы, и в результате на титульном листе изданной в 1603 году четвертой книги Монтевердевских мадригалов значится, что автор Кладио Монтеверди - маэстро музыки его Светлейшества, герцога Мантуи.

Но при этом, как мы уже упоминали, нагрузка на маэстро возросла не на шутку!

Представление об интенсивности работ Монтеверди можно получить, изучив тот факт, что в 1608 году Монтеверди почти одновременно писал три крупных произведения, таков был заказ Мантуанского двора - это драма "Ариадна", музыка к комедии "Гидропика" и балет "Неблагодарных женщин". К сожалению, музыка "Ариадны" была утеряна, от нее остался только один номер - Плач Ариадны. Это тоже одно из известнейших произведений великого мастера.

В 1612 году Винченцо Гонзага умер, его сын, Франческо был равнодушен к музыке, а потому и к Монтеверди. Летом того же года композитор вернулся в родную Кремону, привезя с собой по его словам 25 экю, сэкономленных за 21 год службы.

Терпеливо ожидания многие месяцы вакантного места, достойного его славы и творческих сил, Монтеверди, наконец, в августе 1613 года его получил. Предложение поступило от Венецианской республики в связи с кончиной маэстро капеллы в соборе Святого Марка- Джулио Чезаре Мартиненго.

Так начался новый последний, но и самый славный период жизни и творчества Монтеверди.