Найти в Дзене

Минойские гении и египетская богиня

Вчера в посте про ритуальные сосуды-раковины я упомянула ритон 15-го века до н.э. из Малии. Он представляет отдельный интерес, потому что на его внешней поверхности изображена любопытная сцена с участием странных антропоморфных существ, которых принято называть минойскими гениями.

На прорисовке видно, что эти гении совершают возлияние, и в подобной роли они часто встречаются на печатях, керамике и даже фресках. Минойцы вообще подарили нам немало изображений фантастических существ: минотавры, грифоны, сфинксы, люди с телами или головами различных зверей, птиц и другие причудливые создания, бывшие не просто порождениями бурной фантазии художников, а скорее частью той самой незаписанной минойской мифологической системы.

Несколько устрашающие образы гениев имеют сходство с египетской богиней Тауэрт (голубая фаянсовая статуэтка на картинке ниже), которая изображалась в виде стоящей самки гиппопотама или крокодила с львиными ногами. Эта тема — конек замечательной исследовательницы из Британской школы в Афинах Judith Weingarten, и её статьи cо сравнением прорисовок минойских гениев и египетских божеств вполне доступны на Академии.

Но вообще-то, они производят впечатление довольно мирных, хлопотливых и в целом скорее благодетельных, чем вредоносных существ. Они показаны как участники сакральных церемоний, эдакие помощники, которые совершают возлияния, ведут на заклание жертвенных животных или тащат их туши, а также усердно ухаживают за побегами каких-то растений, скорее всего деревьев. Возможно, их культ связан с той ипостасью минойского женского божества, которую иногда называют «Владычица зверей» и которая, возможно, является прообразом греческой Артемиды.

Известный отечественной исследователь минойской культуры Ю.В. Андреев считал также, что раз гении охраняют древо, мировую ось, то они не просто подчиненные божества низшего порядка, а возможно, могучие стражи, отве­чающие за гармонию и порядок во вселенной. Тем более что в египетской Тауэрт воплощены черты блюстительницы космического порядка и вместе с тем хранительницы и опекунши воплощающего. Именно она считалась защитницей новорожденного солнечного бога Ра и отражала угрожающие ему силы тьмы в тот момент, когда он появлялся на свет из вод предвечного океана Нуна. Характерно, что в сценах на печатях «гении» часто сопутствуют мужскому божеству, причем в некоторых из них они активно помогают юному богу в его героических деяниях.

Также нельзя не отметить возможную связь образов гениев с куретами и тельхинами, не мене таинственными персонажами древнегреческой мифологии. Куреты защищают и сопровождают юного Зевса, а тельхины напоминают «гениев» своей зверообразностью. Их способность уничтожать все живое и делать землю бесплодной, поливая ее водой из Стикса, может быть понята как результат расщепления типичной пары мифических оппозиций — «живой и мертвой воды».