Найти тему
Русская вера

Даже если и не было Платониды, появление скита старовeров объясняется просто

Наверное, это самое известное старообрядческое место среди нестарообрядцев. Люди сюда ходят толпами, но не для того, чтобы поклониться здешней местночтимой святой, а, в первую очередь, чтобы испить воды из радонового источника, осмотреть староверские кресты и место, где древлеправославные верующие — в основном, часовенного согласия — молятся во время своих массовых сюда паломничеств. Благодаря тому, что неподалеку отсюда располагается скальный массив Шунут, желающих побывать в этом месте немало и зимой, и летом.

Мое знакомство с легендарным местечком Платонида в лесах под Ревдой пришлось на зиму. Стоял двадцатиградусный мороз, а снегу выпало столько, сколько и должно быть в это время года на Урале. По старой лесовозной дороге, на которую мы осмелились заехать на неподготовленной машине в компании с заслуженным путешественником России Леонидом Букриным, 15 километров ехать пришлось часа полтора. За это время мы успели внутренне подготовиться к тому, что если доедем — значит, так угодно матушке Платониде, а если нет, то и не суждено. Не без труда, но вскоре мы все же добрались до места, о котором до того мне приходилось лишь читать. И как не готовил я себя к тому, что, как казалось, предстоит тут увидеть, реальность оказалась совсем иной.

-2

Место не случайно считается легендарным, ведь без легенды здесь и впрямь не обходится. А вернее, сразу без нескольких. Трудно сказать, насколько они соответствуют действительности, однако явно не лишены смысла.

По одной из версий, когда-то в этих краях жила старообрядческая семья с тремя детьми: двумя сыновьями и дочерью Платонидой. Когда родители умерли, не оставив завещания, братья не хотели делиться имуществом с младшей сестрой и… увезли девушку в таежный скит. Спустя годы, когда совесть замучила братьев, они решили вернуться и покаяться перед останками сестры. Но на месте они увидели Платониду живой, причем девушка якобы совсем не изменилась. А «виной» всему оказалась вода из родника, которой та постоянно умывалась.

По другой легенде, девушка родилась в мусульманской семье, но по какой-то причине в сознательном возрасте приняла православие, ушла из семьи в лес. Однако родственники, не простившие такого религиозного предательства, нашли ее и убили, а позже на месте несостояшейся отшельницы появился целебный источник.

-3

То ли одна из этих «красивых» историй, то ли желание увидеть место своими глазами, влекут сюда людей. Едут они специально за водой, идут по лесным дорожкам семьями с детьми, лыжники, а летом — просто пешие туристы проходят мимо, устремляясь к вершине Шунут или «заруливая» на близлежащий старик-камень, но пути всех людей проложены через Платониду.

-4

Невероятно, но факт: сегодня это место так прочно связывают со старообрядчеством, что оно включено во многие путеводители, а Центр развития туризма Среднего Урала рекомендует его посетить всем гостям Екатеринбурга. Местечко выглядит, в целом, типично так, как и должна выглядеть лесная территория, облагороженная староверами. Судите сами: первым делом всякого пришедшего встречает большой кованый крест, на котором крупно написано «Платонида».

Мало того, что почти прямо рядом с тропой «стоят» несколько крестов, очевидно, намогильных, так в сотне метрах выше на холме установлен большой поклонный крест, к которому примыкает строение из жердей, летом явно превращаемое в большой шатер.

-5

Подобие аналоев. Легко можно представить, как группа староверов натягивает здесь пленку от дождя или насекомых, раскладывает книги, зажигает свечи. Чуть дальше в лесу стоит нужник — не иначе, как верующие люди, проводящие здесь по несколько дней, сделали его для своего же удобства.

-6

Местные краеведы, хотя и не могут заглянуть в прошлое, полагают, что старообрядческий скит в лесах под Ревдой появился в XVIII веке. Кто здесь жил — неизвестно. Возможно, в годы притеснений древлеправославных христиан об этом месте как-то прознали власти, которые, понятно, не стали терпеть такой вольности от «раскольников», прислали сюда карательный отряд и уничтожили все постройки, а иноков или инокинь, если таковые были, или разогнали по лесам и обрекли на смерть, или арестовали, а позже жестоко казнили.

Но даже если и не было никакой Платониды, появление здесь скита, а позже — полюбившегося староверам (скорее всего, часовенного согласия) места для молитвы объясняется просто: в городе, где власть тщательно следила за староверами и их молениями, совместные богослужения проводить было невозможно. Не исключено, что именно поэтому старообрядцы уходили из города-завода в леса разными тропами, затем встречались и подолгу молились, наслаждаясь тишиной, единением и возможностью славить Христа-Бога.

-7

Как бы то ни было, сейчас это место свято почитаемо ревдинскими часовенными — летом они собираются здесь на несколько дней и, по примеру Веселых гор, где уже ни один век на молениях встречаются десятки, если не сотни староверов, подолгу молятся, общаются и духовно поддерживают друг друга. Эта атмосфера чувствуется и зимой. И невооруженным взглядом видно, как для верующих важна и значима Платонида, сколько сил вложено в обустройство и поддержание территории в порядке. А туристы, понимая это, ведут себя здесь вполне пристойно. И даже кажется, что что-то меняется в них, когда, молчаливые, они всматриваются в кресты и надолго задумываются о чем-то своем...

Верой в силу воды и желанием смыть грехи, очиститься душой, объясняют туристы путь шествующие свое желание искупаться в этом радоновом источнике Платониды. Причем тяга людей к разного рода неординарным поступкам видна здесь во всей красе. Кто-то придумал, что, дескать, купаться тут необходимо в одежде, которую после омовения надо оставить здесь же. Якобы, вместе с оставленной одеждой здесь же остаются и грехи... По этой логике, «грехов» здесь наоставляли немало: в день, когда у Платониды были мы, чуть ниже, там, где оборудована купальня, висела одежда нескольких десятков человек. Понятно, что время от времени волонтерам, а возможно, и самим старообрядцам, приходится убирать оставленное тряпье — сжигать или вывозить из леса. Если бы этого не делали, вся территория вокруг святого места уже давно была бы завалена такими вещами.

Сайт Русская вера