Найти тему
🎬 THE не END

Голливудский призыв к бунту (рецензия на фильм «Восстание планеты обезьян»)

Рецензия на фильм «Восстание планеты обезьян»

Усаживаясь за просмотр фильма «Восстание планеты обезьян», я, честно признаюсь, ожидал очередной голливудской поделки. Поначалу мои ожидания оправдывались – сценарные ходы были предсказуемы, штамп следовал за штампом, да и компьютерная графика была не на высоте. Однако посмотрев четверть фильма, я уже не мог оторваться от него. Причиной моего восторга, невероятного удивления и, откровенно скажу, новой порции дров в костер моего революционного чувства стал главный посыл фильма – РЕВОЛЮЦИЯ.

Весь замес начался с того, что ученый, искавший лекарство от болезни Альцгеймера, вывел штамм вируса, способного восстанавливать клетки мозга и значительно увеличивать интеллект носителя. Опыты, разумеется, ставились на обезьянах. Одну из таких обезьян, шимпанзе Цезаря (мимику и движения которого снимали с чудесного Энди Серкиса, сыгравшего Горлума и Йена Дьюри), этот ученый взял к себе домой и вырастил. Чудесно показаны этапы взросления Цезаря, однако самыми трогательными оказались моменты его попытки понять, кто же он – человек или обезьяна.

Волею судеб и суда Цезарь оказывается в спецпитомнике для обезьян, больше напоминающего нормальную такую американскую тюрягу. Разочаровавшись в своем хозяине, Цезарь решает поднять обезьяний бунт. После ряда событий, в ходе которых Цезарь закорефанился с орангутаном Морисом, который и без всякого вируса блистал умом и владел языком жестов, обезьяны в питомнике, не без помощи главного героя, поумнели и признали Цезаря своим вожаком. И понеслось. Обезьяны вырвались на волю и начали отчаянный прорыв к заповеднику, где Цезарь бегал маленьким с кудрявой головой. По пути они освобождают обезьян из лаборатории и зоопарка, которые с радостью присоединяются к восстанию.

Стоит отметить, что симпатии режиссера явно не на стороне людей, представленных здесь злобными и тупыми обывателями, буржуями, стремящимися сделать деньги, пусть даже и путем убийства множества живых существ, и полицейскими, оголтело палящими во все стороны. Малоприятная картина человеческого общества.

На фоне людей, обезьяны выглядят чрезвычайно гуманно. Цезарь не позволяет убить одного из полицейских, обезьяны не убивают гражданских. А сцене прощания со смертельно раненым товарищем-гориллой, спасшим ценою своей жизни множество своих соратников, позавидовал бы любой советский фильм о войне или революции. Обезьянам не нужна кровь, им нужна свобода.

Символично, кстати, что одной из высокоинтеллектуальных обезьян, которая первой научилась писать, в фильме дали кличку Коба. Не знаю, специально или нет, но приятно. К тому же, обезьяна лютая и матерая. Так же символично, что в конце фильма Цезарь взбирается на самую высокую секвойю заповедника, что волей-неволей наводит на мысли о «Секвойе Ленина», которую воспел в свое время крякнувший уже Андрей Вознесенский.

Удивительно, что фильм мгновенно оказался на первом месте американских кино-чартов, получив хорошие отзывы как от критиков, так и от зрителей. Судя по всему, тема восстания и революции дико близка современному человеку. Впрочем, если разбирать символизм фильма, можно обнаружить массу интересных вещей. Так, например, поумневшие в результате эксперимента обезьяны, это ни что иное, как простой народ, получивший в свои руки высокие технологии. Опыт революций на Ближнем Востоке и беспорядков в Лондоне уже продемонстрировал всему миру то, как социальные сети и интернет могут стать незаменимыми инструментами в координации действий во время борьбы.

Обезьяны символизируют простой народ, на котором власть ставит свои социальные эксперименты, что бы срубить еще больше денег. Естественно, никому не понравится, что на нем экспериментируют, однако своего Цезаря, готового отказаться от хорошей жизни ради спасения себе подобных, у нас пока нет. И это печально. Радует, что средствами масскульта пропагандируются такие идеи. В последний раз я так радовался, посмотрев фильм «V: значит Вендетта», который дал свои вполне весомые плоды в виде хакерской тусовки «анонимусов», символом которых стала маска Гая Фокса, которую носил V. Кто не знает, эти чуваки поломали много правительственных сайтов США, выудив оттуда кучу полезной инфы.

Будем надеяться, что фильм «Восстание планеты обезьян» также подтолкнет массы еще на один шаг вперёд к светлому будущему. Потому что хватит уже быть офисными обезьянами, пора заявить о том, что мы – люди.