"В 1942 г. на одном из сибирских заводов испытывался новый фронтовой бомбардировщик Ту-2. Испытания там затягивались. А полк Ту-2, направленный на Калининский фронт для войсковых испытаний, проявил себя с самой лучшей стороны. (Командующим авиацией этого фронта был знаменитый летчик-испытатель Герой Советского Союза М. М. Громов.)
Поскольку у сибиряков испытания затягивались, Сталин дал указание снять Ту-2 с производства и организовать на том заводе, где выпускался бомбардировщик, выпуск истребителей.
Никакие наши доводы на него не подействовали, и производство Ту-2 прекратилось.
Но тут дней через двадцать приходит акт о фронтовых испытаниях туполевского бомбардировщика с его прекрасной оценкой и со многими подписями летчиков, инженеров, командиров полка и дивизии. А сверху красовалась резолюция: «Утверждаю. Генерал-майор авиации М. Громов». Оценка самолета очень высокая.
Примерно часов в пять-шесть вечера меня вызывает Сталин. Вхожу в его кабинет. Сталин один. На длинном столе, покрытом синим сукном, лежит экземпляр акта испытаний Ту-2.
– Оказывается, хвалят машину. Вы читали?
– Да, читал. Зря сняли самолет с производства. И сколько я упреков от Вас получил.
– И все-таки Вы неправильно поступили, товарищ Шахурин, – вдруг произнес Сталин.
– А в чем?
– Вы должны были жаловаться на меня в ЦК.
Сказал и пошел дальше по кабинету, попыхивая трубкой. Это тогда не было шуткой с его стороны. Он говорил вполне серьезно и для того момента, может быть, даже искренне.
Я промолчал. Никому из нас в голову не могло прийти писать на Сталина в ЦК.
После паузы я предложил:
– На месте эвакуированного завода сейчас восстанавливается завод по производству бомбардировщиков. Это предприятие, конечно, не такое крупное, как в Сибири, но наладить выпуск Ту-2 можно.
Сталин согласился:
– Хорошо, готовьте решение.
И туполевский бомбардировщик начали выпускать. За годы войны удалось сделать около 800 машин".
А.И. Шахурин,
в годы войны нарком авиационной промышленности СССР