Уверен, что вы слышали о таком виде искусства, как аниме. Досадно, но на пост-советском пространстве это все еще воспринимается так же, как мультфильмы советских времен, рассчитанные строго на детскую аудиторию. Хоть и доступ к любой информации сейчас стал достаточно простым для каждого человека, мы все еще остаемся заложниками предубеждений и стереотипов. Казалось бы, уже давно стало понятно, что мультипликация в целом перестала быть сугубо «детским развлечением» (взгляните на тот же «Рик и Морти», который ориентирован строго на взрослых), но в людях все еще сохраняются предрассудки насчет того, что увлечение таким видом искусства считается проявлением инфантилизма и не более.
Аниме, как вид, имеет уже достаточно долгую историю развития, чтобы сейчас рассуждать об этом в таком ключе. Несомненно, на этапе зарождения японская анимация так же была рассчитана сугубо на детей, но, с годами, сюжеты становились все сложные и взрослее, а проблемы, поднимаемые в этих историях - все серьезнее.
Возможно, здесь большую роль играет то, что классическая мультипликация все еще выпускается для аудиторию помладше, и достаточно редко можно встретить серьезные мультфильмы, с рейтингом 16+ или 18+. Но это все не более, чем заблуждение: ровно в той же степени, в которой существуют фильмы для детей, существуют и мультфильмы для взрослых (и нет, это не только эротика и порно). Сейчас это очень легко проследить по развитию супергеройской тематики в мультфильмах и комиксах: пол века назад, когда этот жанр только зарождался, он ориентировался строго на детей - незамысловатые персонажи, простые сюжеты, в основе которых лежали такие же простые конфликты, разграничивающие все на доброе/злое. А теперь взгляните на этот же жанр в современном мире - в основе сценариев уже не лежит простая борьба злодеев и добряков, а вполне себе осмысленное и взрослое столкновение сторон и их интересов, отсутствие цензуры как в визуальной части, так и в речи персонажей, и уже трудно сказать, что этот контент предназначен для детей (особенно, когда он имеет рейтинг 18+).
То же самое происходит и с аниме - мы все еще можем наблюдать большое количество произведений, ориентированный для детей (большая часть которых даже не покидает пределов самой Японии), но помимо этого существует значительное число сериалов и фильмов, предназначенных строго для взрослой аудитории. Зачастую, проблемы, рассматриваемые в аниме напрямую отсылаются к реальности, и некоторые из них касаются не только человеческих взаимоотношений, любви и дружбы, а таких значимых вещей как политика, значимость жизни и саморазвитие. Больше внимание уделяется философской и идеологической составляющей, а табуированность эротики и жестокости практически отсутствует. Достаточно давно закрепились несколько «взрослых жанров», таких как сэйнен и дзёсей, хоть и их рамки достаточно размыты.
Конечно же, стоит упомянуть то, что все еще существует огромное количество фан-сервиса и шаблонов, которые люди до сих пор любят и смотрят (ведь если бы никто это не смотрел, то и их популярность не была бы такой большой). Большой пласт сюжетов, составляющий сегодняшнее аниме все еще основывается на спасении мира, суперсилах и подростковых проблемах, но даже эти, казалось бы, банальные сценарии копают достаточно глубоко, и уже очень далеки от тех историй, которые мы могли наблюдать лет 10-20 назад.
Вполне может быть и так, что вам просто не нравится общий визуальный стиль японской анимации: умышленная детализация лица и эмоций персонажей (которая, как мне кажется, является ключевой «фишкой»), задние планы, анимация движений - все это очень далеко от привычных мультфильмов запада. Даже в этом случае, существует огромный разброс в стиле рисовки произведений, а современное аниме в некоторых чертах визуального исполнения уже очень далеко ушло от истоков этого жанра.
В итоге, главная проблема заключается далеко не в инфантильности вида/жанра, а именно в нас, подверженных, давно устаревшим и глупым, предубеждениям. Поэтому, в следующий раз, вместо того, чтобы просто фыркнуть и счесть аниме уделом детей и подростков, попробуйте обратить на него свой взор, и, возможно, вы будете очень сильно удивлены. Ведь недаром некоторые шедевры японской анимации (из недавних стоит упомянуть «Твоё имя» Макото Синкая) часто занимают высокие строчки чартов IMDb и Metacritic.