Акмеизм - это модернистское течение, образованное в начале 20 - го века в ответ символистам. В других европейских литературах аналогов этому течению нет. Это не детально разработанное поэтическое "русло литературы". Но его главный смысл - это чёткость и точность образов, потому что слову даётся его первозданный смысл. Именно акмеизм оказался чрезвычайно плодотворным для русской литературы. Представителей этого течения - акмеистов, ещё называли «гиперборейцы» (по названию печатного рупора акмеизма, журнала и издательства «Гиперборей») .
Акмеизм насчитывает шестерых наиболее активных участников течения: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут.
Акмеизм как литературное направление объединил одаренных поэтов, становление которых проходило в атмосфере «Цеха поэтов».
Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго — около двух лет.
В отличии от представителей символизма, у которых нет в стихах чёткого представления о том, о чём идёт речь, и есть только мимолётные намёки, мистика. Они как будто хранят некую тайну в тумане нечётких символов. Ориентир в котором - это музыка.
А у акмеистов была приземлённая поэзия, максимальное приближение к реальности. При всём этом течение является аполитичным. Авторов не волновали проблемы современности. Но акмеисты нередко обращались к мифам. И пространственные искусства живописи, скульптуры и архитектуры не остались в стороне. Так как такой вид искусства хорошо отображает реальный мир. Любая деталь в произведении могла использоваться акмеистами для создания "живописного" стихотворения.
Поэтому у акмеизма были свои принципы:
1)освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
2)отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
3) стремление придать слову определенное, точное значение;
4)предметность и четкость образов, отточенность деталей;
5)обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
6) поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
7)перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
Ещё одна отличительная черта акмеизма - это дружба поэтов. Многие знаменитые поэты - акмеисты дружили, создавая некую "организационную сплочённость". Поэты всегда выступали единой группой. Позже они своё объединение назвали "Цех поэтов". Оно было создано в противовес символистской "Академии стиха". Так как в этой "Академии" произошёл скандал.
После прочтения Гумилёвым на заседаний своего стиха "Блудный сын", несколько талантливых молодых поэтов демонстративно ушли. Представитель символистов Вячеслав Иванов грубо и резко раскритиковал стих. Акмеисты были возмущены критикой символистов, разгромивших "Блудного сына". Так осенью 1911 года появился "Цех поэтов". На его заседаниях решались конкретные вопросы. "Цех" был школой овладения поэтическим искусством. В разное время в работе «Цеха поэтов» принимали участие: Г. Адамович, Н. Бруни, Нас. Гиппиус, Вл. Гиппиус, Г. Иванов, Н. Клюев, М. Кузмин, Е. Кузьмина-Караваева, М. Лозинский, В. Хлебников и др.
Немного раньше, в 1910 году Кузьмин выступил в журнале со статьей „О прекрасной ясности“, в ней впервые противопоставляется "туманный символизм" "прекрасной ясности", которую назвал "кларизм", что с греческого так и переводится - "ясность". По Кузьмину, художник должен нести ясность этому миру, "дело художника — сосредоточиться на эстетической стороне творчества". Эти идеи Кузьмина положительно повлияли на акмеистов.
Позицию Кузьмина разделял Анненский, являвшийся символистом. Но в дальнейшем он выбрал другой творческий путь. В его стихах появились простота и ясность образов.
Таким образом предвидели появление нового течения.
Так, спустя 3 года статьи Гумилёва и Городецкого о главных идеях акмеизма опубликовали в журнале «Аполлон».
В первой статье, под названием " Наследие символизма и акмеизм ", говорилось: «На смену символизму идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли или адамизм, во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме. Однако, чтобы это течение утвердило себя во всей полноте и явилось достойным преемником предшествующего, надо чтобы оно приняло его наследство и ответило на все поставленные им вопросы. Слава предков обязывает, а символизм был достойным отцом».
А Городецкий более кратко выразил свою мысль о том, что «символизм… заполнив мир „соответствиями“, обратил его в фантом, важный лишь постольку, поскольку он… просвечивает иными мирами, и умалил его высокую самоценность. У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще».
С этих статей принято вести отсчет существованию акмеизма как оформившегося литературного течения.
Ещё статью «Утро акмеизма» о символизме написал Мандельштам, но её не опубликовали в "Аполлоне", так как мировоззрение Мандельштама отличалось от мировоззрения Гумилёва и Городецкого. Поэтому эту статью опубликовали лишь спустя 6 лет.
Но в феврале 1914 г. произошел раскол. «Цех поэтов» был закрыт. К сожалению, Гумилёву не удалось создать такое же мощное течение, как символизм.
Причиной угасания акмеизма назвали: неспособность приспособиться к меняющейся действительности. В. Брюсов писал, что «для акмеистов характерен разрыв практики и теории», причем «практика их была чисто символистской». В этом он видел кризис акмеизма. Он считал, что это литературное течение вообще где - то "вне" литературы.
Но были и попытки акмеистов восстановить деятельность. Так появился второй "Цех" в 1916 году. Но просуществовал он недолго. В 1920 был создан третий "Цех". Это была последняя попытка Гумилёва заново объединить акмеистов. "Цех поэтов" просуществовал в Петрограде около трех лет. Вплоть до трагической гибели Гумилева.
В советское время поэтической манере акмеистов (преимущественно Н. Гумилева) подражали Н. Тихонов, Э. Багрицкий, И. Сельвинский и М. Светлов.
Ведь именно акмеизм оказался чрезвычайно плодотворным для русской литературы. Ахматовой и Мандельштаму удалось оставить после себя «вечные слова».
И даже сегодня, почти столетие спустя, интерес к акмеизму сохранился, потому, что с ним связано творчество выдающихся поэтов, оказавших значительное влияние на русскую поэзию 20 века.