Найти тему
Основной аэродром

Viking Nene — реактивный самолёт, рождённый поршневым

Оглавление

Звание первого в мире серийного реактивного пассажирского лайнера принадлежит de Havilland DH 106 Comet. Ключевым здесь является слово «серийного». Мало кто знает, что ещё за год до первого полёта «Кометы» в воздух поднялся реактивный пассажирский самолёт компании Vickers-Armstrongs. И пусть это был сугубо экспериментальный проект, но он заслуживает того, чтобы о нём рассказать.

Первые серийные de Havilland DH.106 Comet. 1951 год. Фото: RAScholefield Collection
Первые серийные de Havilland DH.106 Comet. 1951 год. Фото: RAScholefield Collection

Vickers VC.1 Viking

В 1946 году в Британии начинает эксплуатироваться пассажирский ближнемагистральный самолёт Vickers VC.1 Viking. Поборов детские болезни, новый лайнер становится одним из основных на маршрутах между Англией и континентальной Европой. Его активно эксплуатируют как гражданские авиакомпании, так и военные ведомства.

Vickers VC.1 Viking. 1965 год. Фото: commons.wikimedia.org
Vickers VC.1 Viking. 1965 год. Фото: commons.wikimedia.org

В это же время инженеры компании Rolls-Royce создают один из самых мощных и надёжных реактивных двигателей своего времени — Rolls-Royce RB.41 Nene. Он получил широкое распространение, устанавливался как на британские серийные (например, de Havilland DH-115 Vampire), так и на французские и американские военные самолёты, и часто использовался на различных опытных летающих аппаратах.

de Havilland DH-115 Vampire с двигателем Rolls-Royce RB.41 Nene. Фото: RAScholefield Collection
de Havilland DH-115 Vampire с двигателем Rolls-Royce RB.41 Nene. Фото: RAScholefield Collection

Из поршневого в реактив

В свете появления проектов реактивных пассажирских самолётов на Rolls-Royce Nene обратили внимание и конструкторы Vickers-Armstrongs. Разработка нового планера специально под реактивные двигатели заняла бы много времени, поэтому было принято решение взять проверенный VC.1 Viking и заменить его поршневые моторы на ТРД. Так появился наш сегодняшний герой — Viking Nene.

Viking Nene. Фарнсборо, 1948 год. Фото: Tony Clarke Collection
Viking Nene. Фарнсборо, 1948 год. Фото: Tony Clarke Collection

Для переделки выбрали новенький, только с завода VC.1 c регистрационным номером G-AJPH. 6 апреля 1946 года Viking Nene впервые оторвался от взлётной полосы аэродрома, открыв пассажирским реактивам дорогу в небо.

Viking Nene в полёте. Фото: Norsk Luftfartsmuseum
Viking Nene в полёте. Фото: Norsk Luftfartsmuseum

Широкой публике экспериментальную машину впервые показали на авиационном салоне в Фарнсборо в 1948 году. Инженеры Vickers-Armstrongs стали активно проводить различные исследовательские полёты на Vickers Nene, проверяя поведение самолёта в новой для себя области реактивной тяги. Одним из таких полётов стал перелёт через Ла-Манш по маршруту легендарного Луи Блерио, впервые пересёкшего пролив в 1909 году.

Viking Nene в полёте. Фото: Clive Barker
Viking Nene в полёте. Фото: Clive Barker

Если в начале века Блерио за 37 минут пролетел всего 35 километров между Дувром и Кале, то 25 июля 1948 года Vickers Nene за 34 минуты покрыл расстояние между Лондоном и Парижем (350 километров) со рекордной скоростью 613,3 км/ч. В аэропорту Парижа самолёт символично встречал сын Луи Блерио, бывший в то время секретарём Fédération internationale d'astronautique.

Viking Nene на бреющем полёте. 1948 год. Фото: Mike Dowsing Collection
Viking Nene на бреющем полёте. 1948 год. Фото: Mike Dowsing Collection

Возвращение к корням

У опытного самолёта не было никаких шансов пойти в серийное производство. Он изначально создавался для исследований в единственном экземпляре. После завершения программы Viking Nene поставили на хранение, а в 1954 году ему вернули поршневые двигатели и он снова стал летать. На этот раз уже как обычный Vickers VC.1 Viking. О том, чтобы поставить его в музей, никто тогда не задумался. А жаль...

Viking Nene заходит на посадку. 1948 год. Фото: Popperfoto
Viking Nene заходит на посадку. 1948 год. Фото: Popperfoto

Несмотря на то, что Viking Nene был летающей лабораторией, трудно переоценить его влияние на развитие реактивной пассажирской авиации. Исследовательские полёты дали огромное количество информации инженерам-конструкторам, которые позволили избежать некоторых ошибок при проектировании уже серийных лайнеров.

Спасибо за внимание, дорогой читатель!
__________________
Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту — main.aerodrome@gmail.com
Читай также: Baade 152 - несбывшаяся мечта ГДР