Найти тему
Ситх-искусствовед

Тайна черного ручья

Недавно наткнулась на очень занятную статью про грузинского коллекционера и мецената Шалву Бреуса. В ней говорилось о грузинском искусстве в целом, которое, кстати, заняло очень приличную нишу в мировом искусстве. Но больше всего меня заинтересовала история самой дорогой картины в истории грузинского искусства Ладо Гудиашвили «У черного ручья».

В последние годы грузинскому искусству вообще уделяется большое внимание. Два года назад прошла крупная выставка в Пушкинском музее. Как нам сказала экскурсовод, изначально не запланированная (не сложилось что-то там с экспонирование бельгийского авангарда), но очень желанная.

Если капнуть глубже, интерес к творчеству грузинских художников стихийно начал рости к концу 1990-х. Для понимания, большая грузинская тройка — это Нико Пиросмани, Ладо Гудиашвили и Давид Какабадзе. Если в 1980-е Пиросмани можно было приобрести за несколько десятков тысяч долларов, то примерно к середине 1990-х цена возросла до сотен тысяч.
Поговорим как коллекционеры. В 2011 году «Олень, пьющий из ручья» авторства Пиросмани был продан на аукционе Sotheby’s за £361 тыс., а через пять лет, опять на Sotheby’s — почти вдвое дороже, уже за £629 тыс.

А где большие аукционные деньги, там и делающие нажиться на поделках — такова специфика арт-рынка.

В 2010 году Шалве Бреусу предложили приобрести картину «У черного ручья» кисти Ладо Гудиашвили. Данное полотно датировалось первой половиной 1920-х годов и принадлежало к самому ценному, французскому периоду в творческой жизни Гудиашвили.

-2

Для представления: на данном полотне на фоне живописной южной природы изображена обнаженная у черного ручья, у ног ее виднеется кувшин. Но лицо женщины было написано в абсолютно не свойственной художнику манере — круглое, с фарфоровой кожей и с малиновыми губами.
Естественно, коллекционер предположил, что ему предлагают либо весьма спешно выполненную подделку, либо работу Гудиашвили, написанную в не во французский период, дабы набить цену. В итоге Шалва Бреус от предложения отказался.

-3

Через несколько лет, в 2012 году, господин коллекционер вновь увидел «У черного ручья», теперь уже в каталоге русских торгов Sotheby’s. И выставлялась она с рекордной для Гудиашвили ценой в более чем $1 млн. Это была именно та работа, с той лишь разницей, что лицо на полотне было абсолютно иным. Вместо круглолицей девушки на зрителя смотрела смуглая, строгая красавица. Получается, на такой крупный аукцион была выставлена явная подделка.

Массовость подделок уже давно вызывала негодование коллекционеров, но в этом случае наглость жуликов поражала. Обычно подделки стараются продать кулуарно, не высвечивая их на открытом рынке. Но выставить очевидную подделку на Sotheby’s, да еще когда в Тбилиси живут дочь и внучка художника, работает дом-музей, собрана (в том числе в Государственном музее изобразительных искусств Грузии) великолепная коллекция произведений художника, ведется научная работа, исследуется его творческое наследие! – негодовал Шалва Бреус.

Господин коллекционер позвонил лорду Полтимору, который входил в совет директоров Sotheby’s, и в весьма экспрессивной манере высказал свое отношение к происходящему.
Оказалось, всё гораздо интереснее.

Когда полотно привезли в Лондон и передали на аукцион, началась процедура по проверке подлинности и оценке ее сохранности. В тот момент под инфракрасными лучами было обнаружено, что лицо модели — поздняя дорисовка автора, под которой скрывается изначальный вариант. Картину передали британским реставраторам, которые удалили верхний слой. Этои процесс подробно документировался и протоколировался согласно правилам, и акционерный дом любезно предоставил эти материалы.
Торги прошли неимоверно удачно. Это был абсолютный финансовый рекорд для полотен Гудиашвили (£938 тыс.), до сих пор никем так и не побитый. Загадочная девушка у черного ручья отправилась к своему новому владельцу.