Найти тему
Effesa

Выбираем консультанта. “Лайфхаки” от консультанта (окончание)

Оглавление

Компании-бренды или нЕ-бренды: "Большие, но по "пять" или маленькие, но по "три"?

Для грамотного выбора консультанта бренд консалтинговой компании играет определенную роль. У брендов есть как преимущества, так и недостатки. Ниже расскажу о тех, с которыми сталкивался лично.

Любой выбор определяется стоящими задачами. Это аксиома. В каком случае консалтинг у известного бренда оправдан?

Это любая ситуация масштабирования вашего проекта до национального и, тем более, международного уровня. Причем, с реальными планами (а не мечтами, что когда-то... в недалеком будущем...). Вы реально запланировали развить и продать ваш проект другому игроку на рынке через 3-5 лет, или намерены привлечь средства через IPO , или запланировали слияние с иностранной структурой или одним из крупнейших игроков на внутреннем рынке. В этих ситуациях выбор брендированной (зачастую, западной или из TOP-отечественных) консалтинговой компании не только оправдан, но часто необходим.

Все остальные случаи привлечения бренда должны быть четко обоснованы вашими конкретными задачами. Постараемся помочь сделать ваш выбор более информированным и рациональным. Назовем основные...

... плюсы брендов

  • Разветвленная сеть офисов по всему миру. Теоретически на вас может работать вся сеть локальных компаний. Но на практике, конечно, каждый отдельный офис выставит вам отдельный счет. (И вряд ли вы будете не глядя оплачивать такие счета. Особенно, если можно купить дешевле). Кроме того, скорее всего вам по каждой задаче придется работать с новым человеком из другого офиса, которому поручат ваше дело. Персональный менеджер на глобальном уровне стоит недешево и предоставляется обычно VIP-клиентам.
  • Глобальная система страхования ответственности. Если упрощенно, то все убытки, которые вам могут причинить сотрудники местного офиса, возместит глобальная компания. Звучит красиво. На практике, глобальная страховка штука сложная, дорогая и не всегда автоматически покрывает работу локальных офисов. Здесь нужно очень внимательно читать договоры в части ответственности. А писали их весьма умелые в этом деле ребята (собственно, за это вы их и хотите нанять :) ). Скорее всего, если вы потребуете глобальное страхование ответственности, цена на услуги консультанта неожиданно вырастет.

{К сведению: Большинство локальных отделений консалтинговых компаний с мировым именем зарегистрированы в форме местной компании с ограниченной ответственностью/акционерного общества. И отвечают только своим имуществом. Для приобретения гарантий глобального страхового покрытия придется изучить всю систему соглашений между головной компанией и вашим локальным офисом и быть готовым заплатить больше}

  • Система глобальных знаний, которой могут воспользоваться сотрудники локального офиса. Всегда можно уточнить что-то, если не знаешь. Но здесь тоже не без подводных камней (для вас, как клиента). Уточнить можно что-то простое, на уровне фактов. Сложную аналитическую работу сотрудник другого офиса будет делать только за отдельную плату (выше я написал про отдельные счета за услуги). Фактически, это означает, что вместо двух-трех компаний-нЕ-брендов вы просто наймете одну, бренд, но по цене трех.
  • Система многоступенчатого контроля качества работы. Все факты и выводы проверяются не только исполнителем, но еще как минимум двумя-тремя сотрудниками более высокой квалификации.  Над вашим вопросом всегда работает своего рода мини-команда.
  • Развитые стандарты работы с клиентом. Как правило, все консультации вы получаете в стандартизированном виде. Форма ответа также крайне стандартизирована. Если это юридическое заключение, в его вводной части вам пояснят, какие вопросы вы задали, какие сведения консультант принял/нЕ принял во внимание, где он сделал предположения и допущения, какие смежные вопросы возникли, и не хотите ли вы, чтобы и по этим вопросам вам предоставили консультацию. Двусмысленности и недосказанности стараются избегать. (Хотя такое тоже встречается, и обусловлено желанием снять с себя ответственность в скользких вопросах :) ).
  • Соблюдение сроков. Бренды стремятся соблюдать так называемые ''deadlines" (сроки выполнения задач) любой ценой. {Хотя, сегодня это присуще всем более или менее приличным компаниям}.
  • Персонал высокой квалификации. В брендовых компаниях стремятся работать (и они сами нанимают таких) выпускники лучших университетов с хорошими академическими показателями. Переманивают лучших специалистов с опытом и экспертов.

... и минусы

В строгом соответствии с законом диалектики (единства и борьбы противоположностей :) ), плюсы брендов могут обернуться их минусами.

  • Цена вопроса. Как я отмечал в первой части статьи, ставка консультантов в таких компаниях стартует от отметки 100 долларов и уходит в глубокий кошелек клиента (зачеркнуто) в "прекрасное "высоко". Есть ли у вас проекты или задачи, оправдывающие такие суммы, решать вам. (Опять же, не забывайте, что причастными к вашему вопросу окажутся сразу несколько человек, и некоторые из них будут весьма "дорогими вам людьми" :) ). А как еще вы хотели? Все локальные офисы должны приносить прибыль глобальной компании и ее акционерам. И дополнительный контроль качества тоже вам оплачивать.
  • Излишний формализм. Развитые стандарты работы с клиентом иногда доходят до абсурда. Мне как-то пришлось ждать неделю документов из зарубежного офиса известной брендовой компании. Как оказалось, сотрудник прислал стандартную отбивку "Ваш заказ принят, работаем-все дела..". А ниже приписал свой вопрос, на какой адрес отправить заказанные документы. И молча ждал моего ответа. Неделю ждал... По привычке, увидев стандартный текст "отбивки", я удалил письмо в корзину. Примечательно, что в моем заказе не было ничего, что могло бы навести их на мысль, что отправлять нужно нЕ по стандартному адресу. Тем не менее, они настолько привыкли запрашивать подтверждения всех своих действий (боятся даже минимальной ответственности или ошибки), что ошибки и проволочки возникают на ровном месте. Я понимаю, что главный закон консалтеров всех стран и народов звучит как "CYA / Сover Your Ass"  или "Сними с себя ответственность ":) ). Но все же...
  • Из пункта выше вытекает еще один минус. Причем, с точки зрения оффшорного бизнеса / международных транзакций, я его считаю весьма серьезным. Это очень низкая гибкость по отношению к бизнесу клиента. Нет, это не значит, что любой другой консультант готов нЕ глядя "подписаться" на любой криминал, лишь бы платили. Эти времена давно ушли (и к лучшему). Но вы же понимаете, в любой реальной работе есть ошибки. Они не могут не быть. Особенно, если вы новичок в этой сфере, или же ваши обстоятельства / запросы меняются так, что вы не могли это предвидеть. Сделали ошибку в документах, ошиблись с назначением на должность, человек уволился и прочие ситуации, когда нужно все быстро исправить. Бывает, что срок идет на часы, и уже завтра вы подписываете сделку. На моей практике было так, что лично возили документы к пассажирскому самолету и просили пассажиров передать. Находили решения по оперативному снятию залога с акций. Еще раз повторю, речь не идет о каком-то подлоге и другом криминале. Речь о реальной работе. Так вот, у брендовых консультантов с этим проблемы. Любое отклонение от стандарта работы их "напрягает". Любое изменение вам придется обосновать: а что, почему, зачем? И любое такое изменение (если речь не о технической ошибке) они будут изучать, обсуждать и согласовывать между собой... И, как правило, стараться учитывать в вашем счете за свои услуги.
  • Рядом с высокой квалификацией персонала идет высокая нагрузка. Особенно для низового и среднего уровня. В некоторых компаниях основной доход такие сотрудники получают только от сверхурочной работы, и "пашут" ежедневно по 12-14 часов. При таком подходе к рабочему процессу, вопрос качества можно прокомментировать известным изречением:

"Не покупайте автомобиль, собранный в понедельник... и в пятницу после обеда :)"

С уважением к дочитавшим до конца (пусть вас и осталось немного)

Дмитрий, Effesa.com