Я думаю старания не пройдут зря,читайте мои статьи и подпишитесь на канал буду очень рад знать что работа проделывается не напрасно!
Каждый из живших и ныне живущих слышал и знает о наличии ада.
Согласно древнему представлению, мертвые находятся в некотором месте под землей, которое и есть, собственно говоря, «преисподняя» — то, что в самом низу. В иудейском представлении — это шеол, в греческом — гадес. Мифологии называет это место царством теней.
Факт сошествия Иисуса Христа во ад
Ветхозаветные люди всегда вопрошали: «Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?» (Иов 14. 14)
И вот пришло время, когда надежды, казалось бы, обманутые, все же оправдались, когда исполнилось пророчество Исаии: «На живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис 9. 2).
«Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим 14. 9).
Все души ветхозаветных людей, не исключая и праведников, должны были сходить во ад. Этому закону человеческой природы подчинился и Христос, потому что был истинным Человеком.
Христианский богослов Тертуллиан (ум. ок. 220 года) писал, что Христос, имея не только божественную, но человеческую природу, исполнил «закон» и «подобно всем людям умиравшим, сошел во ад; и не прежде взошел на высоту небес, как уже низошел в преисподнюю земли, чтобы там сделать спутниками себе патриархов и пророков».
Иисус Христос вошел во ад, дабы утвердить свою власть над мертвыми: «И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откр 1. 17-18).
Об этом же говорит апостол Павел: «А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф 4. 9-10).
По словам митрополита Илариона (Алфеева), «Сошествие Христа во ад для богословов, поэтов и мистиков Восточной Церкви остается прежде всего тайной, которую можно воспевать в гимнах, по поводу которой можно высказывать различные предположения, но о которой ничего нельзя сказать определенно и окончательно…. По подсчетам ученых, сошествие во ад упоминается более пятидесяти раз в богослужениях Великого Пятка и Великой Субботы, свыше двухсот раз в период празднования Пятидесятницы и более ста пятидесяти раз в воскресных и праздничных песнопениях в течение всего года».
Учение о сошествии во ад Господа Иисуса Христа не принималось специально на каком-либо Соборе. Согласно церковному догмату, Христос сошел во ад Своей живой душой, в то время, как безжизненное Его тело покоилось в гробу, т.е. до Своего Воскресения. Этот догмат был передан Церкви самими учениками Христа. Его оглашает в беседе с иудеями апостол Петр, когда, проповедуя Воскресение Христа, говорит: «…не оставлена душа Его во аде и плоть Его не видела тления» (Деян 2. 31). И он же пишет: «…и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал…» (1Пет 3. 18-19)
Учение о сошествии Христа во ад является неотъемлемой частью догматического Предания Церкви.
Так, в «Слове на Святую Пасху» св. преп. Симеон Новый Богослов (XI в.) говорит: «Христос Бог наш после того, как повешен был на Кресте и пригвоздил на нем грех всего мира, умер, сошел в преисподняя ада; потом, поднявшись из ада, опять вошел в пренепорочное тело Свое и тотчас воскрес из мертвых…»
Святитель Григорий Богослов говорит: «Погребается, но восстает, нисходит во ад, но возводит из него души».
Господь нисходит во ад, являя там всю силу Своего исключительного смирения. Он не гнушается мраком и зловонием ада, Он входит туда бесстрашно, не как заключенный, но как победитель. У Бога бесконечные силы, Ему достаточно было бы вызвать достойных узников ада всего одним только гласом и даже не ступать Своими стопами на ступени ада.
Само распятие, умирание не достаточны ли были бы для проявления смирения? Однако Господь нисходит во ад не только как победитель, но и в неукоснительный знак смирения Того, Кто никогда не превозносился ни над праведниками, ни над самими грешниками.
Проповедь Господа в аду обращена ко всем тем, кто уже все знает, но не может ничего исправить только своими силами. Ад — это состояние без Бога, это неуменьшаемый ничем максимум зла, определявшегося святыми отцами как отсутствие добра. Бог нисходит именно туда, где часть заточенных навсегда отказалась от Него, от Его дел и слов, а другая часть оказалась их невольными заложниками. Он нисходит, дабы спасти всеми путями праведников, несправедливо и неукоснительно заточенных там, и тех, кто имеет в себе спасительный залог правой веры и хотя бы малую толику добрых дел. Эта проповедь Спасителя была обращена не только к праведникам (естественно, некрещеным), но и к «некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению», и погибшим при потопе во дни Ноя (1Пет 3. 19-20), мертвым (1Пет 4. 6), и ко всем усопшим от начала бытия человеческого и до его конца.
Христос сошел в глубины смерти, чтобы сбылось указанное: «...мертвые услышат голос Сына Божия и, услышавши, оживут» (Ин 5. 25). Христос воскресший имеет «ключи ада и смерти» (Откр 1. 18) и «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено земных, небесных и преисподних» (Флп 2. 10).
Апостол Фаддей, из числа семидесяти, посетив эдесского царя Авгаря, говорит тому: «Собери мне своих граждан, — и я возвещу им слово Божие… я скажу им о пришествии Иисуса, как оно совершилось… и о том, как Он смирил Себя и умер… как распят был и сошел во ад, сокрушил ограду, от века неразрушимую, потом воскрес и совоздвиг мертвых, почивших от начала века…»
Христос сходил в темницу духов, когда был мертвым по плоти, т.е. до Своего воскресения и т.е. не в одухотворенном и прославленном уже теле, а только в своей человеческой душе. «Тело Христа достигло только до гроба, а душа снизошла до ада», — говорит св. Афанасий. Это учение увековечено и в церковной песни: «Во гробе плотски, во аде же с душею…»
По мнению митрополита Илариона (Алфеева), из анализа библейских текстов христианская традиция делает следующие выводы: факт самого сошествия никем из отцов Церкви не оспаривался, однако существовали различные мнения о том, кто был выведен Спасителем из ада: все находившиеся там люди или только ветхозаветные праведники. Также различались и мнения о том, к кому в аду была направлена проповедь; Христос, сойдя во ад, умертвил смерть и уничтожил (разрушил) ад. В восточной традиции это понимается как полное уничтожение смерти и ада, с уточнением, что смерть и ад продолжают существовать постольку, поскольку этому способствует злая воля людей. В западной традиции крестная смерть Христа воспринимается как нанесение ущерба аду, но не его уничтожение.
Кого Господь освободил?
Прямого и однозначного ответа на вопрос, «Всех ли пленников ада освободил Христос?», в Священном Писании не дается.
Так, богослов первых веков христианства Ориген (ум. в 254 году) рассуждал, что когда душа Христа освободилась от тела, Он обратил Свою проповедь «к тем душам, которые освободились от тела, чтобы и из них привести к вере в Себя те души, которые сами желали (этого обращения), а равным образом и те, на которые Он Сам обратил Свои взоры по основаниям, одному только Ему известным»; сойдя в ад, Христос «воззвал оттуда первозданного» (то есть Адама); и далее, благодаря сошествию Христа в ад в рай смог войти благоразумный разбойник.
Христианский мыслитель Ориген считал, что дьявол был побеждён Христом и лишён своей власти, но только при втором пришествии дьявол должен быть повержен окончательно.
В раннехристианских воззрениях в целом преобладало мнение, что из ада были освобождены, прежде всего, все благочестивые ветхозаветные пленники, а затем и вообще все те, которые уверовали проповеди Христа и которые пожелали идти за Ним, как за Освободителем.
В православном Катехизисе конкретно говорится о цели сошествия Иисуса Христа во ад: «Для того чтобы и там проповедать победу над смертью и избавить души, которые с верою ожидали Его пришествия».
Блаженный Иероним говорит о том, что Спаситель сходил во ад, «чтобы победоносно отвести с Собою на небеса души святых, которые были заключены там».
Преподобный Иоанн Кассиан писал: «Проникнув во ад, Христос… сокрушил железные вереи и святых пленников, содержавшихся в непроницаемом мраке адском, возвел из плена с Собою на небеса».
Блаженный Феофилакт Болгарский объяснял: «Те, которые хорошо провели время своей жизни, и тогда получили спасение чрез сошествие Господа во ад». Святой Григорий Богослов говорит: «Христос, явившись к находящимся во аде, спасает не всех без изъятия, но одних верующих».
Преподобный Варсонофий Великий говорит о том, что невозможно покаяние в аду: «Касательно же ведения о будущем — не заблуждайся: что здесь посеешь, то там и пожнешь. По исходе отсюда никому нельзя уже преуспеть… Брат, здесь делание — там воздаяние, здесь подвиг — там венцы».
Святитель Иоанн Златоуст пишет то же: «Только настоящая жизнь есть время для подвигов, а после смерти — суд и наказание. «Во аде же, — сказано, — кто будет исповедовать Тебя?» (см.: Пс 6. 6)».
Святитель Димитрий Ростовский пишет: «Когда же Господь наш, облекшийся в человеческое естество, взошел на небо, тотчас явил для всего рода человеческого путь к небесам, по нему пошли вслед за Христом изведенные из ада души святых праотцев и пророков».
Святитель Иннокентий Херсонский: «Спаситель наш сошел во ад Сам, Своим произволением и Своей властью, сошел для того, чтобы вскоре выйти из ада, сошел один, чтобы извести оттуда всех, с верою ожидавших Его пришествия».
Великий русский подвижник Иосиф Волоцкий писал: «Пострадал, пребывая в двух естествах: плотию на кресте вися, плотию пострадал, плотию умер, Божество же Его пребывало бесстрастным, хотя и умер, бессмертный, плотию, и Божественная Его душа от пречистого Его тела отошла, но Божество пребывало неразлучно от плоти: Сам Он, всемогущий Бог, был с Отцом на престоле, и с телом в гробе, и с душою в ад сошел и проповедал душам, всем бывшим в аде, путь, ведущий к вечной жизни, и веровавших в Отца и Сына и Святого Духа возвел с Собою, а неверовавших оставил в аде...»
Разрушение ада
До пришествия Христова была преграда не только между Богом и человечеством, но была преграда и между живыми и умершими. Эту преграду преодолеть было нельзя, и только Иисус Христос соединил воедино все. Поэтому преграда между живыми и мертвыми была снята, ибо в Боге все живы. И именно те, кто живы в Боге, действительно живы.
Сам Иисус Христос, как подвергший Себя всей участи грешного человека на земле, и «по смерти должен был низойти во ад», как нисходили все грешники. Подобно тому, как Его смерть попрала смерть, так и сошествие Его во ад разрушило врата ада.
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».
Для того чтобы победить смерть, необходимо было принять ее, с нею соприкоснуться. Для того чтобы победить ад, надо было сойти в него, разрушить врата ада, чтобы ад опустел, чтобы он не имел силы над людьми.
Святитель Иоанн Златоуст утверждал, что сошествием Христа во ад полностью была истреблена сила смерти — «Им сила смерти разрушена».
Преподобный Иоанн Дамаскин писал, что Господь в аду проповедовал всем, но для одних эта проповедь была во спасение, а для других — в обличение:
«Обоженная душа сходит в ад, чтобы, подобно тому, как для находившихся в земле воссияло Солнце правды, таким же образом и для находившихся под землей, пребывающих во тьме и тени смертной воссиял свет; чтобы, подобно тому, как находившимся на земле Господь проповедал мир, пленным освобождение и слепым прозрение и для уверовавших сделался причиной вечного спасения, а для неуверовавших — обличением неверия, таким же образом проповедал и находившимся в аду».
Особо ярко святитель Иоанн Златоуст говорит в «Огласительном слове на Пасху»: «Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти… Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал! Смерть! Где твое жало?! Ад! где твоя победа?!»