Есть люди, родившиеся для театра, есть для науки, есть для охранки и т.д. Юрский однозначно был рожден для творчества. Судьба его вывела на сцену. Он блистал в театре и в кино, но этого ему было мало. Лицедейство это просто этап его творческого пути, развития его как личности. Этап, который всегда с ним и который его кормит.
Родился Юрский 17 марта 1935 г. в семье дворянина Юрия Сергеевича Жихарева, который взял себе псевдоним , производный от имени – Юрский. Он не был артистом, но был ценителем и варился в этом мире – руководил «Ленконцертом», был худруком цирка на Цветном. Мать Сергея, была учителем музыки. Детство будущей знаменитости выпало на военные годы. Сначала жизнь в эвакуации в Узбекистане, потом возвращение в 1943 г. в военную Москву и жизнь за кулисами цирка. Больше негде было жить. Там же на примусе варилась и жарилась еда. Там же в запахах лошадей, львов и слонов, под звуки оркестра он и болел и учился. Играл во дворе с пеликанами и смотрел, как оперируют леопарда.
В то суровое время, когда вся страна жила в серых телогрейках, на улицах патрули и редко кто улыбался, Юрского целыми днями окружал праздник. Он впитывал его. Он видел как те люди, которые на улицах ходят с угрюмыми, лицами тут улыбаются и смеются, а телогрейки порой превращаются в элегантные наряды. Там же он понял, что искусство это труд. Его сверстники, его этому и научили. Юрский вспоминал:
«С утра, когда я шел в умывальник, я почти всегда заставал моего друга Леона Папазова стоящим на голове. Я садился на пол, и так мы с ним разговаривали. Потом мы шли в школу. А после школы он должен был жать стойку на руках, учиться играть концертино, снова стоять на голове и т.д. и т.д. Эльвира Демаш часами жонглировала, а Валя Лери уже выступала в программе как девочка-наездница, мы ей завидовали».
Именно тогда в нем проснулось страсть творить – дарить публике или более широко людям радость. Юрский занимался всем по немногу. Может потому что никто его не заставлял, может такой характер, но он имел больше свободного времени, чем его цирковые сверстники. Сначала он увлекся чтением, а потом и театром. Стал ходить на разные постановки. Он вспоминал, что на спектакле Центрального детского театра «Город мастеров» к нему пришло чувство Театра. Но отец не поддержал его в этих настроениях. А авторитет его был не прерикаем. Поэтому после окончания с медалью школы он поступает на юрфак. Но ни когда он не бросал сцену. Играл в спектаклях самодеятельности, в студенческом театре.
И вот, на одном из спектаклей «Ревизора», где Юрский играл Хлестакова, в зале был его отец. После спектакля, он впервые пришел к нему за кулисы. Обнял и с изумлением пробасил:
«Сын, да ты артист».
После этого Сергей Юрский бросил на 3-м курсе ленинградский университет и поступил в театральный институт. Уже на втором курсе театрального он поступил на службу в один из лучших театров страны БДТ, где и проработал 20 лет.
Там к нему пришла всесоюзная слава и любовь зрителя. Он сыграл в прославивших его фильмах: «Человек ниоткуда», «Республика ШКИД», «Золотой теленок». Но как личности ему мало было лицедейства, ему хотелось творить. Он пробовал себя в режиссуре. Не найдя поддержки у главного режиссера театра Товстоногова он в конце 1970-х переезжает в Москву, где на сцене театра Моссовета реализуется и как актер и режиссер.
Большим пластом его творчества еще было чтение стихов, драматических произведений. Он создал свой цельный театр одного актера, в котором читал классиков и современных авторов. Но чем бы Юрский не занимался, он старался докопаться до сути, вникал в вопрос. Подходил ко всему глубоко, экспериментируя, ища, подбирая интонации, принимая одно, отметая другое, а потом порой и возвращаясь. Каждый раз, открывая для себя новые грани своих ролей и произведений.
Со временем ему не чуждо стало и перо. Его книги размышления об искусстве приоткрывают внутреннюю, психологическую кухню актера. Тут надо, правда, понимать, что это закулисье только театра «Юрский» и не стоит его по образу и подобию отождествлять с другими.
Еще одна грань натуры Юрского. Как сказал один поэт: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». И Сергей Юрьевич в полной мере отвечает этому утверждению. Он один из тех деятелей культуры, который не только не боиться озвучивать свою позицию, но и считает это необходимым.
Вся его жизнь это путь к себе. От мальчика на задворках цирка, жаждущего творить искусство, прыгая и стоя на голове, до мэтра, способного интонацией и взглядом создать у зрителя нужное настроение. Это путь к совершенству, который никогда не бывает ни легким, ни светлым... Зато по ходу, ты можешь подарить радость окружающим. Но чувство удовлетворенности всегда сменяет, что что-то не хватает… Хочется пожелать Вам здоровья и находить силы не останавливаться на пути.
калинчев.рф
Сергей Юрский в музыкальной форме представляет звезд театра и кино 1960-1970 гг. на творческой встрече в Доме ВТО.