Найти тему
Escapist

Бунин - "Кастрюк"

Творчество Ивана Бунина можно рассматривать по-разному. Изначально принадлежавший к древнему, но обедневшему дворянскому роду, Иван Алексеевич считал себя наследником таких великих поэтов, как Жуковский, Пушкин. Он считал, что именно он должен написать светлую биографию Пушкина, посвященную молодым годам его жизни. Но судьба решила иначе. Бунин будто бы ясно видел непростое будущее 20 века, его лихорадочное начало, предрекающее трагическую развязку. В творчестве Бунина часто присутствуют трагические ноты, глубокая проблематика, предчувствие надвигающейся катастрофы. Некоторые его произведения описывают перелом, внутреннюю катастрофу («Сны Чанга»), некоторые – инстинктивные, безумные чувства, уходящие к самым корням человечества («Легкое дыхание»). В «Господине из Сан-Франциско», одном из ключевых произведений Бунина, главный герой живет в иллюзорном мире покоя, чистоты и сытости, не подозревая, насколько все это ложно, неправильно. Основная идея романа – человек постоянно шагает над двумя безднами – любви и смерти, и тонкий ледок под его ногами вот-вот сломается. Отдельное место в творчестве Бунина занимает простой русский мужик. Бунин анализирует поступки русских людей, отождествляя их с вместилищем скрытых сил, дремлющих глубоко внутри них. Его предчувствие катастрофы оказалось правдивым, и вскоре после революции писатель уезжает за границу. Он умер в эмиграции, но его внутренняя связь с Россией осталась неразрывной. Все его будущие произведения являются страстным монологом о России. Но Бунин был не только певцом-декадентом, многим Бунин известен прежде всего как поэт, понимающий природу и примиренный с Господом. В своих ранних произведениях поэт воспевает уходящее доброе время, время дворянства, тихие, прекрасные годы. И наша главная цель – молодой Бунин, который уже приглядывался, изучал, но в глазах современников еще представлялся «барином», пишущим о простой деревенской жизни и о простых деревенских людях. Трагизма в этих произведениях гораздо меньше, надвигающаяся катастрофа ещё очень далеко, и только радость и немного легкой, светлой грусти, безбрежности остаются после этих произведений.

Рассказ Бунина «Кастрюк» является законченным произведением, разделенным на четыре части. Написано оно в 1892 году, то есть фактически на рубеже двух веков. Но еще нет лихорадочных предчувствий революции, распада, мировой войны. Еще осталась тихая романтика 19 века, легкий дух полей и лесов, прекрасного времени, когда все казалось проще и безмятежнее. Особенно ясно это видно из образа русской деревни, с любовью описанной Буниным. Образность и легкая недосказанность, присущая многим произведениям Бунина, есть и в этом рассказе. Называется этот рассказ по прозвищу главного героя, который «выпивши, любил петь про Кастрюка старинные веселые прибаутки».

Неспроста это произведение разделено на четыре части. Каждую из них можно озаглавить и охарактеризовать по-разному. Во-первых, каждая из этих частей – разное время суток (утро, полдень, вечер, закат), описательный гений Бунина ярко проявляется в образах, которыми он наполняет каждую из этих частей. Кого оставит равнодушным описание утреннего солнца, пригревающего теплую весеннюю землю, или спокойного вечера, наполненного запахом донника, прекрасного заката? Во-вторых, в каждой из этих частей проявляется совсем другой Кастрюк. В первой части он тихий и спокойный, он превый раз остался дома на «стариковском положении», и он пока ещё старается найти себе какое-нибудь дело. Во второй части он уже задумчивый и грустный, он вспоминает о том, каким он был раньше, как он думал о благородной старости, описывается цепь событий, приведшая его к этому моменту. В третьей части его осеняет надежда, он уже верит в то, что все будет не так уж плохо, он даже находит в себе силы шутить. Наконец, в четвертой части наиболее ярко проявляется истинный Кастрюк – чистый сердцем, благоговеющий перед недвижным могуществом природы, радующийся тому, что он еще живет, что он еще кому-то нужен.

Как мне кажется, основной смысл этого рассказа заключается в утрате прекрасных планов и надежд и в духовном перерождении. Главный герой рассказа сначала теряет свои иллюзии  относительно прекрасного и счастливого будущего, затем спасается, ищет гармонии в природе. Его простое благоговение перед закатом, перед Млечным путем (недаром он сравнивается с «дорогой к Иерусалиму»), перед своей кобылицей показывает нам, что это уже не прежний надломленный старик. К нему возвратились былой дух и сила вкупе с умением понимать простые истины и  быть благодарным. Возможно, писатель хотел показать нам, что истинное  спасение человека – в его единении с природой. Возможно, хотел показать один день из жизни простого русского мужика, показать глубину и силу его чувств, выраженных простым языком. А возможно, Бунин хотел показать путь России – надломленной, павшей, но вновь возвращающейся к истокам и возрождающейся еще более могущественной, чем прежде. Это не важно. Важны два ключевых символа – человек, который ищет, и природа, которая ждет. Бунин примерно одинаково описал как внутренний мир человека, так и прекрасные весенние пейзажи. Недаром местом действия выбрана именно деревня – где, как не там человек может так сильно слиться с природой?

Главный герой этого произведения – сам Кастрюк, старик, бывший некогда одним из лучших работников деревни. Одним из первых он шел на работы, одним из последних возвращался оттуда. Он мог выпить больше всех, но никогда не напивался до потери разума. Он справил сыну самую шикарную свадьбу в деревне, всегда поддерживал дом в идеальном порядке. Он мечтал о спокойной старости, когда он сможет «решать споры и мелкие дележки», когда у него будет крепкая и счастливая семья. Но его жена умерла «в самое худое, голодное  время», дети выросли, «младший уехал, а старший остался, да много ли от него проку» и из-за его немощи его оставили «на стариковском положении» нянчиться с внучкой. Казалось бы, это его заслуженный отдых, но старик не может найти себе места, ведь вся его радость была именно в работе. Он начинает думать о бессмысленности жизни, а затем просится на ночной обход, получает согласие и верхом на своей кобыле совершает этот обход. Кастрюк олицетворяет собой весь русский народ, трудолюбивый, непритязательный, смиренный и проникнутый божьим духом. Только благодаря таким трудолюбивым и смиренным людям наша страна жива до сих пор. Ведь Кастрюк не может жить без труда, без него он чувствует себя неполноценным. Сначала образ Кастрюка кажется не столь глубоким, но в его размышлениях о своей ненужности, в его мироощущении и взгляде на природу, в его молитве на звездное небо и на Млечный путь  мы ясно видим, сколь глубок и проработан этот образ. Он прекрасно отражает черты характера молодого Бунина, его примирение с Богом, его радость простым вещам, его любовь к старому миру, к старой России.

Отдельного описания заслуживает язык главного героя, его слова. Деревенский язык довольно груб и прост, но вместе с тем в нем присутствует скрытая сила и образность. Его слова,  которыми он выражает досаду на свою былую болезнь и свою немощность – «Долго ли пролежал, — глядь, уж везде беспорядок. А умри — и все прахом пойдет» В этих словах выражается то, что раньше он был хозяином положения, он следил за всеми делами в доме. А теперь неизвестно, как будет дальше. Его поговорки — «Эх, мать твою не замать, отца твоего не трогать! Был конь, да уездился…»,  «Закипели в колодезях воды, Заболело во молодца сердце,», показывают, что он сильно тоскует по былым дням, когда все его проблемы были маленькими и незначительными. Резкость и грубость – только попытки скрыть печаль и одиночество. Также можно привести в пример разговор с барином, когда Кастрюк просит принять его в работники и получает отказ. В этом разговоре Кастрюк как бы заискивает перед барином, но в то же время обращается к нему на «ты» и называет его «сударушкой», что подчеркивает их давнее знакомство, и, в принципе, взаимное расположение. Так же происходит и разговор с мужиком Глебочкой. Кастрюк ко всем обращается словом «сударушка», показывая, что никто ему не чужой, что каждый человек для него действительно велик, что со всеми «деревенскими»  он на одной ноге. Все эти люди – внучка Дашка, сын Андрей, угрюмый солдат, барин, мужик Глебочка, деревенская баба – принадлежат к его миру, они так же просты и одновременно так же прекрасны, как и сам Кастрюк.  Хотя, судя по тому, что его собственный сын разговаривает с ним холодно, и днем, когда Кастрюк взял немного молока, Кастрюк подумал, что «сноха будет ругаться», можно понять, что с собственной семьей у него не все гладко, хотя он искренне любит свою внучку. Можно выделить архаизмы «должон», «замест», «эка», «погуторь» и т.д. вкупе с уменьшительно-ласкательными наименованиями и прозвищами, как жемчужины старорусского деревенского языка, который в наше время, к сожалению, практически ушел из нашей жизни.

Так же внимательно стоит посмотреть на  дома, предметы деревенского уклада. Избы, переметы, закрома, водовозки – более или менее понятные названия. Но пунька, капаушка – совсем непонятные наименования. С другой стороны, на обычный поезд деревенские жители смотрят, как на чудо; внучка Кастрюка смотрит на поезд с восхищением и восторгом, который может испытать далеко не каждый. Это подчеркивает самобытность и замкнутость деревенской  культуры, её хрупкость и столь редкий контакт с городской культурой. Разве не чудо – жить в этом маленьком, самобытном мире, наблюдать природу и радоваться простоте жизни? Что может быть прекраснее простоты?

В рассказе представлено прекрасное и безвозвратно уходящее время, представлена жизнь русской глубинки конца 19 века. Бунин бережно перенес традиции русского народа, его язык, его миропонимание в свой рассказ. Проблемы одного человека становятся проблемами всего народа, даже всей России. Красивые пейзажи, хорошие люди, замедлившееся время – трудно поверить, что скоро все это уйдет в прошлое. Но это навсегда останется на страницах рассказа – гордый дух старой России, который, возможно, когда-нибудь вернется. Смирение перед волей Божьей, благоговение перед лучшими моментами нашей жизни станут и нашим спасением. Именно так и должно быть. Именно так и будет.