С момента выхода в море первой атомной подводной лодки Nautilus в 1955 году подводное кораблестроение стало важнейшей сферой соперничества между США и СССР. Установка на субмарину ядерного реактора настолько повысило боевые характеристики этого типа кораблей, что они превратились в настоящих «повелителей океанов». В СССР подводные лодки на долгие десятилетия превратились в главную силу военно-морского флота.
Значение АПЛ возросло еще больше после их оснащения баллистическими ракетами. После этого они стали частью ядерной триады, причем наиболее опасной ее составляющей.
Давно известны точные координаты всех шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, перехватчики и системы ПВО делают стратегические бомбардировщики малоэффективным средством доставки ядерного оружия, но попробуйте обнаружить подводную лодку, вооруженную баллистическими ракетами в бескрайних просторах Мирового океана. Недаром ядерные подводные ракетоносцы называют «убийцами городов».
Хотелось бы рассказать о проектах АПЛ стратегического назначения с самого их рождения
Первое поколение.
1. Подводные лодки проекта 658 ( по кодификация НАТО — Hotel class)
Первый в своем роде. Чтобы сократить срок реализации программы, а также снизить технический риск при создании принципиально нового класса боевых судов, было принято решение разработать первую советскую атомную подлодку с баллистическими ракете на основе конструкционных решений, которые были реализованы на торпедной атомной подлодке проекта 627. Фактически, ракетоносец, который получил номер проекта 658, являлся лодкой «Ленинский комсомол» с дополнительным ракетным отсеком, врезанным в корпус.
Так же к этому проекту относится АПЛ с номеров К-19 (с произошедшей на ней аварией вы можете ознакомится в предыдущей статье размещенной на канале).
Второе поколение.
1.Подводные лодки проекта 667А «Навага» ( по кодификация НАТО — «Yankee» ) .
В АРЛ 667-го проекта на новый ракетный комплекс возникла возможность разместить в прочном корпусе подлодки 16 ракетных шахт в два ряда вертикально (как это было сделано американской атомной подлодке с баллистическими ракетами типа «Джордж Вашингтон»). Впрочем, шестнадцати ракетный боекомплект обуславливался не стремлением к плагиату, а тем, что длина стапелей, предназначавшихся для строительства подводных лодок, оптимальным образом подходила для корпуса с шестнадцатью шахтами Д-5. Главный конструктор усовершенствованной атомной подлодки с БР проекта 667-А (был присвоен шифр «Навага»).
При создании подлодки проекта 667-А большое внимание уделялось гидродинамическому совершенству субмарины. Два гребных винта по сравнению с атомными подлодками предыдущего поколения имели пониженный уровень шумности. Чтобы снизить гидроакустическую заметность фундаменты под главными и вспомогательными механизмами покрывались вибродемпфирующей резиной. Звукоизолирующей резиной был облицован прочный корпус подлодки, а легкий корпус был покрыт нерезонансным противогидролокационным и звукоизолирующим резиновым покрытием.
Пуск ракет осуществлялся из затопленных шахт, исключительно в подводном положении подлодки, при волнении моря менее 5 баллов. Первоначально запуск производился четырьмя последовательными четырехракетными залпами. Интервал между запусками в залпе равнялся 8 секундам: расчеты показывали, что подлодка по мере отстрела ракет должна постепенно всплывать, а после старта последней, четвертой, ракеты – выходить из «коридора» стартовых глубин. После каждого залпа необходимо было около трех минуты для того, чтобы вернуть подлодку на исходную глубину. Между вторым и третьим залпом нужно было 20-35 минут для перекачки в ракетные шахты воды из цистерн кольцевого зазора. Данное время также использовалось для дифферентовки субмарины. Но реальные стрельбы выявили возможность проведения первого восьмиракетного залпа. Такой залп впервые в мире выполнили 19 декабря 1969 года. Величина сектора обстрела субмарины проекта 667-А равнялась 20 градусам, широта точки старта должна была быть менее 85 градусов.
В проекте 667-А значительное внимание уделили вопросам обитаемости. Каждый отсек была оснащен автономной системой кондиционирования воздуха. Кроме этого реализовали ряд мер для снижения акустического шума в жилых помещениях и на боевых постах. Личный состав субмарины размещался в маломестных кубриках или каютах. На судне была организована офицерская кают-компания. Впервые на подлодке предусматривалась столовая для старшинского состава, быстро трансформирующаяся в кинозал или спортзал. В жилых помещениях все коммуникации убирались под съемные спец. панели. В целом внутренний дизайн субмарины соответствовал требованиям того времени.
6 октября 1986 г. подводная лодка К-219 во время несения боевой службы была потеряна в 600 милях от Бермудских островов. (О ней так же можно найти статью на канале).
2. Подводные лодки проекта 667Б «Мурена» ( по кодификация НАТО — «Delta-I» ) .
В рамках программы кораблестроения намечалось создание новых подводных атомных ракетоносцев, которые являлись дальнейшим развитием подлодок второго поколения проекта 667-А.
Развитие отечественных стратегических подводных ракетоносцев 2-го поколения велось, главным образом, в направлении увеличения дальности действия их ракетного вооружения. Находящийся с 1963 года в разработке ракетный комплекс Д-9, должен был иметь в три раза большую дальностью по сравнению с Д-6.
Конструкция атомной подлодки с баллистическими ракетами проекта 667-Б «Мурена» (в НАТО получила обозначение Delta-I class) главным образом повторяла конструкцию своей предшественницы – АПЛ проекта 667-А «Навага». Двухкорпусная подводная лодка несколько увеличенной длины, по сравнению с проектом 667-А.
3. Подводные лодки проекта 667БД «Мурена-М» ( по кодификация НАТО — «Delta-II» ) .
Проект 667БД является дальнейшим развитием проекта 667Б Основное отличие — на новой подводной лодке размещено 16 ракет вместо 12 на проекте 667Б. Для размещения дополнительных ракет в корпус была добавлена дополнительная секция длиной 16 м, при этом, остальные элементы конструкции корабля остались неизменными.
4.Подводные лодки проекта 667БДР «Кальмар» ( по кодификация НАТО— «Delta-III» ) .
В конструкторском бюро машиностроения в феврале 1973 года были развернуты работы по созданию двухступенчатой жидкостной БР Р-29Р, которая являлась дальнейшим развитием баллистических ракет Р-29. Основным отличием ракеты от предшествующих морских БР была разделяющаяся головная часть, имеющая боевые блоки индивидуального наведения, что позволяло значительно увеличить количество целей, поражаемых одним залпом ракеты. Повышенная точность новой ракете обеспечивалась более совершенной инерциальной системой управления с полной астрокоррекцией. Во время дальнейшего совершенствования комплекса его точность возросла, фактически достигнув точности нанесения ядерных ударов стратегическим бомбардировщиком. Это давало возможность подводным ракетоносцам уничтожать не только неукрепленные площадные цели, но и малоразмерные объекты с высокой степенью защищённости, такие как, пусковые шахты Межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования, хранилища спец. боеприпасов, защищённые командные пункты и тому подобное.
Для установки новых ракет в Центральном КБ морской техники «Рубин» под руководством Ковалева С.Н. началась разработка усовершенствованного ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 667-БДР («Кальмар»), который, как и «Мурена-М», который оснащался шестнадцатью ракетными шахтами. Тех. задание на новый ракетоносец сформулировали в 1972 г. Подлодка была дальнейшим развитием проектов 667-Б и 667-БД. При создании нового атомохода особое внимание уделялось совершенствованию системы управления огнем: весь ракетный боекомплект в отличие от проекта 667-БД должен был выстреливаться одним залпом, интервалы между пусками ракет были сокращены.
4. Подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин» ( по кодификация НАТО — «Delta- IV » ) .
Последним судном «семейства 667» и последним советским подводным ракетоносцем 2-го поколения (фактически плавно перешел в третье поколение) стал ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) проекта 667-БРДМ (шифр «Дельфин»).
Конструкция новой субмарины являлась дальнейшим развитием проекта 667-БДР.
Третье поколение.
1. Подводные лодки проекта 941 «Акула» ( по кодификация НАТО — «Typhoon» )
Атомная подводная лодка «Акула» проекта 941 имеет весьма легкий общий корпус, внутри которого находятся 5 обитаемых прочных корпуса. Два из них имеют максимальные размеры и являются основными, позиционируясь по принципу катамарана, в горизонтальной плоскости параллельно друг другу. Такая характерная компоновка типа «подводный катамаран» была определена крупногабаритными размерами боекомплекта.
Стратегическая ракетная подлодка России класса «Акула» имеет не только солидные размеры, но и высокий запас прочности и плавучести (> 40 %), что позволяет ей выполнять маневры с проламыванием льда толщиной в 2,5 метра. За счет достаточного усовершенствования гидроакустического и навигационного вооружения атомная субмарина имеет боевое применение в самых высоких предельных широтах, вплоть до Арктики.
(Подробнее вы можете узнать в статье опубликованной на канале.)
Четвертое поколение.
1. Подводные лодки проекта 955«Борей» (по кодификация НАТО SSBN «Borei», также «Dolgorukiy» — от имени головного корабля класса) .
Само совершенство. АПЛ проекта 955 должны были заменить морально устаревшие корабли 941 проекта «Акула» и 667 БДРМ «Дельфин». (На канале имеется статья для более точного ознакомления с "Бореем")
Всем спасибо за внимание!
Подписывайтесь на канал и ставьте палец вверх.