Найти в Дзене
Сады и цветы

Памяти Джона Брукса

Я долго откладывал перепубликацию этого интервью: хотел еще раз съездить в Денманс, пофотографировать, если получится, снова поговорить с Джоном Бруксом. И к 85-летию выпустить обновленный вариант. Я опоздал. Сегодня утром пришло горькое известие: Джона Брукса не стало. У меня сохранились самые светлые воспоминания об этом талантливейшем ландшафтном дизайнере, добром, тонко чувствующем, деликатном человеке с огромным чувством юмора. Публикую интервью, взятое почти десять лет назад, в 2008 году перед 75-летним юбилеем Джона Брукса.

- Господин Брукс, как вы пришли в садовый дизайн?

- Это было в конце сороковых – начале пятидесятых. Я жил тогда на севере Англии, там никто никогда не слышал про садовый дизайн. Но меня интересовали формы и расположение, создание плана. И мне посоветовали обратиться в парковый отдел, потому что всякий ландшафт (а это направление начинало развиваться в Великобритании, на самом деле почти сразу после второй мировой войны) планировалось выполнять с помощью парковых департаментов. Я обратился в Ноттингемский парковый департамент и работал шесть месяцев в каждой секции. Это было очень хорошее обучение. Высадка растений на разделительных дорожных островках, прополка... но последние полгода – в дизайнерском офисе с голландским ландшафтным архитектором. Все свои чертежи я делал с ним. Я послал их ландшафтному архитектору в Лондон, и мне было разрешено перейти работать туда. Потом я перешел к другому архитектору в офис по соседству. И тогда я отчетливо понял, что за узкий тесный мирок это был. Мы не занимались частным ландшафтом, мы делали ландшафты энергетических станций и новых городов. Ты готовишь огромный проект, а потом по посадкам прокладывают кабель или катаются на велосипеде... я видел все это, и пошел работать в ежемесячный архитектурный журнал. Моя работа состояла в перечерчивании приходивших архитектурных планов: их нужно было упрощать. И я заметил, что большинство архитекторов теряют основную идею, когда они работают с ландшафтом. Я стал давать немного «ландшафта» в конце журнала, параллельно устраивал частную практику по утрам, просто занимаясь маленькими участками в садах. Затем меня попросили немного попреподавать, потом появилась очередь заказчиков, и я решил оставить журнал и начать работать самостоятельно. Я делал много резких движений, достаточно много. Но в интервью я уже привык отвечать, что я параллельно делал планы для журналов, это поддерживало меня, я всегда «клал яйца в разные корзины». Частный бизнес мог и закрыться, так что лучше всегда немного писать, немного того, немного сего.

- Вы используете очень яркие композиции, например, ярко-голубой вместе с лимонным и пурпурным. Для Англии это достаточно нетрадиционно...

- Мне не нравится розовый цвет, он не сочетается с зеленым. Я люблю ясные, простые: лимонный, желтый, голубой. Вообще цвет – не главное для меня в саду. Цветы приходят и уходят, но то садовое искусство, что постоянно с нами - это формы и силуэты.

- Никогда не случалось, что сады, которые вы сделали, «теряли форму»?

- Если вы построили подпорные стенки, лестницы, террасы, они продержатся столько же, сколько и дом. Посадки мимолетны, но я использую гораздо больше кустарников, чем многолетников. Часто клиенты сажают многолетники сами, мне в основном больше интересны структурные посадки.

- Некоторые ландшафтные дизайнеры - приверженцы природного стиля, наоборот, используют в основном многолетники, а не кустарники...

- Природный сад сейчас в моде. Конечно, в континентальном климате с жарким сухим летом и снежной зимой многолетники вполне сгодятся для двух-трехмесячного эффекта. Но в нашем влажном и ветренном климате все эти травы выглядят плоскими, мокрыми и развалившимися. Просто посмотрите, как кукурузное поле выглядит сейчас. У всех них есть свое место.

- Вы считаете, что в садоводстве есть мода?

- Я не сторонник моды. Садоводство гораздо более фундаментально. Все природные материалы: дерево, земля, камень – будут всегда, и от дизайнера зависит, как с их помощью создать новый взгляд на обычные вещи. Но когда начинают ставить зеркала в раме из нержавеющей стали в такие сады, как мой, это выглядит безвкусно, а через два года и не модно. Это будет к месту в саду на крыше где-нибудь в центре городка, где действительно искусственная ситуация. Но нельзя быть чересчур шокирующим в провинции или в пригородах, где сады больше. Тем более, что клиенты обычно - люди в возрасте, часто консервативные. И они переезжают в деревню, потому что им нравится деревня. Модные вещи лучше подходят для Цветочного шоу в Челси, где все соревнуются, чтобы попасть в телевизионную камеру. Но это имеет очень мало общего с садоводством и дизайном для обычного человека.

- Из чего вы исходите, создавая проект сада?

- Для меня это комбинация того, что говорит клиент о своих желаниях, того, что говорят мне местоположение и архитектура: возраст строений, из чего они сделаны: черепица или кровельный сланец, камень или кирпич. Я всегда говорю клиентам, что есть правильный и неправильный способ сделать сад. И показываю им правильный способ. И если будет очень дорого, вместо кирпичного мощения я сделаю гравийные дорожки, а вместо кирпича для стен я буду использовать бетонные блоки. Но дизайн останется тем же. Нужно обратить внимание клиента, что не обязательно выполнять все работы сразу. Можно делать их в течение нескольких лет. Люди никогда не должны это забывать, потому что сделать сад – это дорого. После того, как эти вещи выяснены, нужно работать скорее вместе с клиентом, чем на клиента, стараясь дать им, что они хотят, стараясь не обидеть местоположение и работать в композиции со зданием.

- У меня сложилось впечатление, что вы предпочитаете гравийные дорожки. Так ли это?

- Я часто их использую здесь, потому что у нас очень каменистая почва. Гравий, крошеный местный камень – один из самых дешевых. Так же если у вас нет выкопанных и приготовленных для посадки растений грядок, я сажаю прямо в гравий. Летом он работает как мульча и позволяет двулетникам осеяться и перезимовать в гравии. Весной я убираю, то что мне не нравится. Растения, немного выступающие за контур основных посадок, дают ощущение естественности.

- Ваши книги очень популярны в России, вы проводили мастер-класс в Москве...

- В Москве и Санкт-Петербурге. Очень по-разному, что самое интересное.

- Что Вы думаете о российских садоводах? В чем разница между Москвой и Питером? В чем разница между российскими и английскими садоводами?

- О Боже, я могу написать еще одну книгу только об этом. Прежде всего, великая разница не в климате, не в садах, а в культуре. Может это прозвучит грубо, но оправданно, в России больше нет садоводческой культуры. Здесь, в Англии, любой, даже если он не знает ничего особенного о садах, кажется как-то связанным с садоводством. А по всему континенту распространена культура овощеводства и «деревенского» сада, что называется, участок-делянка, они отличаются от декоративных садов. И я думаю, что вы сейчас уходите в культурном плане от этих «огородных» садов, новое развитие займет какое-то время, в сторону попыток стать очень современными европейцами, и это не всегда срабатывает. Потому что вы еще пока не «въехали», как это. Довольно смешно летом съездить заграницу, посмотреть достаточно бегло иностранные сады, и потом думать: «Вау, оно выглядит гораздо лучше, чем у меня, дай-ка я сделаю так же»... На моих мастер-классах 90% были женщины, мне было непонятно, почему. Они скорее садоводы-любители, для них это хобби. Они были мягче и изящнее в Санкт-Петербурге. В Москве они были... как будто я оказался в Лондоне. Знаете, этакие хм-хм-хм....

- Немного более агрессивные, занятые?

- Да, точно. Хотелось сказать: «Расслабьтесь немного». Это был очень интересный опыт. Я работал по всему миру, и одна из тех вещей, которыми я наслаждаюсь – эта разница в культурном контексте, из которого выходят люди, и интерпретация этого в дизайне. Я этим наслаждаюсь.

- Можете ли вы дать несколько советов колекционерам растений: как сделать сад красивее?

- Все что я могу сказать, это, каждое утро, когда вы просыпаетесь, вы принимаете дизайнерское решение о том, что вы наденете сегодня. Вы не надеваете на себя всю одежду, что у вас есть, и все украшения. Поход в супермаркет, конные прогулки или посещение театра – все имеет соответствующие наряды. Я думаю, и растения должны соответствовать дизайнерской цели. Я знаю как это происходит: «О, я хочу это, мне нравится это!» Все что я могу сказать – не покупайте растения по одному. Купите три –четыре штуки. Понятно, что вы страстно хотите иметь все, но постепенно вы научитесь контролировать себя. Я думаю, все начинают с ошибок. Это здорово, на ошибках учатся. Так что прежде чем бежать за покупками, просто оглянитесь и задумайтесь, что растет вокруг вас, какие дикие цветы, деревья и кустарники. Конечно, я знаю, что в России их список весьма ограничен. Но он очень ограничен не просто так. По причине климата, развивающеся садоводческой культуры... а вы стараетесь впихнуть огромное количество чужеродного материала.

- Но ассортимент не настолько ограничен, как многие думают. Большое количество растений более умеренного климата растет и в средней полосе.

- Тогда еще больше причин быть осторожнее в выборе растений. Знаете, мы прекрасно можем выращивать бананы в Денмансе, и они плодоносят, но насколько смешно это здесь смотрелось бы: эти чертовы бананы, бросающиеся в глаза любому, кто войдет в сад. Они не выглядят уместными. Вот чего отчасти не хватает: дизайнерского глаза, который бы анализировал и задавался вопросами, я думаю.

- Однажды вы сказали, что теперь вы видите в саду только ошибки. Это только о Денмансе?

- Это было так давно... Когда анализируешь сад... а я привык выбираться в сады со студентами очень часто, их анализ почти всегда принимают форму критицизма. Да, люди делают ошибки, и я их вижу. Братцы, или бы я не был в таком возрасте. И когда я вожу людей по своему саду, я думаю: «О, Боже, какой ужас вон там».

- Ваш секрет потрясающей работы со скульптурой?

- Спасибо. Я знаю... Это мое – уловить правильные пропорции, уловить... это то, что я делаю!

- Это такой вид таланта?

- Я думаю, это то, что я должен продавать, то, почему люди приходят ко мне. Я стараюсь делать это просто и в лоб. Сейчас немного пустовато со скульптурой... много вещей, но это все абсолютный хлам... Мы продаем много мусора и в нашем центре продажи растений, но я это не покупаю... Много клиентов приезжают, видят и им нравится... хм... Ясно, что самая частая ошибка - масштаб гораздо больше, чем должен быть для садовой скульптуры.

- Вы признанный эксперт по исламским садам. Имеют ли они перспективу в Европе?

- Ислам сделал себе плохую рекламу всеми этими делами в Нью-Йорке, Лондоне. Но люди все больше интересются такими садами, я думаю, им нравится простота и формальность. Большинство садов вытянутые и прямоугольные, и в исламской планировке это как раз легко сделать. Глобальное потепление помогло им развиваться: все больше людей начинали комбинировать исламский дизайн с итальянским наполнением: кипарисами, с оливами и цитрусовыми. Что очень трудно интерпретировать – японский сад, и на самом деле только японцы могут сделать хороший японский сад.

- У вас есть любимая часть света?

- Я всегда наслаждаюсь Индией, очень сильно. ....Но на самом деле у меня нет особых предпочтений. Я всегда люблю возвращаться назад и посещать места, где бы я не был.

- А любимая часть этого сада у вас есть?

- Вот эта сторона дома, где моя мастерская. Трудность в том, что сад с этой стороны тоже стал открытым для посетителей, и я больше не воспринимаю его своим. Я почти чувствую себя здесь чужаком. Это грустно.

- Что вы делаете, когда что-то не получается?

- Стараюсь, чтобы оно получилось. Что я делаю? Я не знаю. Просто переключаюсь на следующий пункт в списке. Я ужасно везуч, у меня было немного разочарований.

- Вы участвовали в Челси в семидесятых – восьмидесятых годах и побеждали. Есть разница между тем Челси и теперешним?

- Совершенно очевидно, что RHS очень плохо способствует популяризации садового дизайна. А ведь это теперь самостоятельная сила. Потому что без садов Челси сейчас стало бы ничем: именно они обеспечивают телевидение и общественную известность. И там до сих пор сидят те многие старые питомниководы, растениеводы, они входят во все комитеты. Ужас! Поэтому я не участвую в выставке. Конечно, сады стали больше и лучше, но, к сожалению, в их основе - бизнес. Это не имеет ничего общего с Цветочным шоу. И они все стараются быть разными, но это не работает – отличаться просто ради отличия среди розданных участков, без соответствующего окружения, - это очень трудно.

- Вы хотите побывать еще раз в России?

- Если меня пригласят и возьмут на себя расходы, конечно да. Только нужно поторопиться. Я же сказал вам, какой у меня по счету день рождения. Могу и «упасть с насеста».

Анонсы блога в мессенджере Telegram

Мои страницы в фейсбуке и вконтакте, старый блог в ЖЖ и альбомы на Яндекс-фотках.