Стивен Хокинг – это всемирно известный физик, гениальный ученый, который, к сожалению, обречен провести жизнь в инвалидной коляске. О его взаимоотношениях с женой британским режиссером Джеймсом Маршем в 2014 году был снят художественный фильм «Вселенная Стивена Хокинга».
Картины, повествующие зрителям о людях с какой-либо болезнью, инвалидностью или психическими отклонениями почти всегда обретают популярность у публики и кинокритиков. Сюжеты таких фильмов либо основаны на реальных событиях («Игры разума» Джона Неша или «Перед классом» Питера Уэрнера), либо целиком и полностью выдуманы («Идентификация» Джеймса Мэнголда или «Я – Сэм» Джесси Нельсона). Если сюжет взят исключительно «из головы», тогда создателям фильма остается уповать на то, что зрители оценят их мастерство. В ином случае, недоработанный сценарий могут прикрыть величием и значимостью главного героя, что и произошло в фильме «Вселенная Стивена Хокинга: Теория всего». Главную роль в нем играет актер с большим талантом Эдди Редмэйн («Тэсс из рода Д’Эрбервиллей», «Читая мысли», «Дикая грация»), а супругу ученого сыграла Фелисити Джонс («Дневник Анны Франк», «Нортенгерское аббатство», «Шери»).
Сюжет кинокартины – биография великого ученого-космолога нашего времени, сраженного ужасной болезнью, от которой страдают моторные нейроны и атрофируются мышцы. В настоящее время Хокинг вынужден перемещаться в инвалидной коляске и разговаривать при помощи специального голосового аппарата. Этот фильм – о молодости ученого, о его знакомстве с будущей женой и дальнейшей нелегкой борьбе за жизнь.
Энтони Маккартен, сценарист этого фильма, проявил интерес к Стивену Хокингу после того, как однажды прочел «Краткую историю времени», а разрабатывать сценарий стал после знакомства с книгой мемуаров Джейн Хокинг. В конце концов, Маккартен и продюсер Лиза Брюс получили от Джейн согласие на съемки фильма по ее воспоминаниям о муже. Судьба Стивена Хокинга заставляет одновременно и восхищаться стойкостью этого удивительного человека, и ужасаться тому, сколько пришлось перенести ему и его семье. Об этой истории уже давно нужно было снять фильм. Но, хотя Джеймс Марш смог это осуществить, ему все-таки не удалось пробудить интерес к своей ленте. Фильм, увы, предсказуем, не держит в напряжении и практически не дает объяснений заслугам ученого. Здесь нет вины актеров – Редмэйн и Джонс блестяще воплотили на экране образы Стивена и Джейн Хокинг. Между прочим, Редмэйн виделся с Хокингом перед съемками лишь однажды, и это не помогло ему подготовиться к своей роли как следует. Тогда Редмэйну пришлось действовать иным путем – он похудел на семь килограмм, несколько месяцев посещал преподавателя по танцам для того, чтобы научиться управлять телом, и навестил множество людей с боковым амиотрофическим склерозом. В результате актер очень хорошо вжился в образ тяжелобольного человека.
Такие детали, как инвалидная коляска, трясущиеся руки, малопонятная речь – это изнанка, та жизнь, которую приходится переживать Хокингу и его семье. Всякий сторонний наблюдатель осознает, чего это стоит и сколько затрачивается усилий на поддержание мира и гармонии в семье. Однако возникает вопрос: а должна ли выходить на первый план именно жалость к главному герою? Или это всего лишь эффектный фон?
В названии фильма присутствует «Теория всего». Но чего – «всего?» На первый план почему-то выходит ничуть не угасшая способность главного героя заводить детей, а вовсе не поразительные умственные способности. Он с легкостью расстается с первой женой, которая когда-то полюбила симпатичного очкарика отнюдь не за успехи в науке и самоотверженно помогала ему бороться с болезнью, и меняет ее на сиделку по имени Элайн Мэйсон, чьи заслуги в отношении Хокинга можно по пальцам пересчитать, много не наберется.
Многие наверняка ожидали увидеть красивую романтическую историю, но их ожидания не оправдались, а чересчур популяризованная сцена с танцами под звездным небом едва ли не окончательно все погубила.
Дело еще и в том, что Хокинг предстает перед всеми исключительно как инвалид, а не как воодушевляющий пример для всех остальных. Не следует ожидать вдохновляющего повествования о необыкновенной внутренней силе Хокинга, помогающей ему жить дальше, несмотря ни на какие препятствия. Он не может ходить, говорить, но ум его велик, а сила воли – непостижима. К великому сожалению, акцент ставится совсем не на этом, а на истории непростых взаимоотношений Хокинга с женой, в конце концов, приведших к разводу. Такой фильм, безусловно, имеет право на существование, поскольку любовь достаточно повлияла на Стивена Хокинга не только как на обыкновенного человека. Но и как на ученого. Но все-таки обидно, что в воспоминаниях Джейн так мало внимания уделяется науке и успехам ее бывшего мужа.
Подводя итоги, хочется сказать, что кино о «Вселенной Стивена Хокинга» и те, кто над ним работал, абсолютно не достойны премии Американской Киноакадемии. Лучше отдать эту премию тем, кто действительно ее заслуживает.