Мы все обладаем неким внутренним “компьютером”, который осознает все, что с нами происходит. Но, как правило, в обычной жизни мы интересуемся внешними объектами больше, чем самоанализом. Когда мы начинаем интересоваться медитацией, мы тоже поначалу пытаемся обращать внимание на внешние вещи: как нужно сидеть во время медитации, как нужно дышать, какой должна быть подушка, как нужно одеваться, и так далее. Другими словами, мы интересуемся атрибутикой, потому что еще не понимаем внутренней сути практики. Можно скупить все возможные атрибуты, книги и даже поменять дизайн квартиры, но польза этого будет очень ограниченной.
Что же делать? Итак, мы заинтересовались какой-либо школой буддизма, мы обзавелись необходимыми атрибутами, мы периодически или даже регулярно медитируем и пытаемся наблюдать за своими мыслями. Возникает вопрос - куда мы вообще смотрим, что мы там видим и кто такие вообще мы?
Чтобы ответить на вопрос о том, что такое “я”, нам придется обратиться к скудным возможностям языка. Но так уж устроено - слова могут выразить далеко не все, что существует в природе, и нам сложно воспринимать то, что невыразимо словами, поэтому прибегнем к лингвистике и зададимся вопросом: как мы обычно используем слово “я”? Помимо того, что мы можем говорить о каких-то действиях - “я работаю”, “я иду” и так далее, мы часто говорим “я рад”, “я расстроен”, “я думаю”, “я хочу”, “я считаю”, таким образом, слово “я” помогает нам выражать мысли, чувства и желания. Но постоянны ли они? Нет, в разные моменты жизни у нас может быть разное настроение и мнение о чем бы то ни было. Получается, что мысли и чувства - это “содержимое” ума. Что же такое сам ум?
Часто можно встретить метафору, что мысли подобны облакам, плывущим по кристально чистому пространству ума, подобному небу. Буддийские авторы всегда говорят, что ум есть “пустота" или же “сияющая пустота”. Благодаря ограниченности слов мы можем представить себе все что угодно - черную дыру, солнце, небо, воздух… Если мы отнесемся к слову “пустота” буквально, мы можем впасть в нигилизм и решить, что “я” есть ничто, все вокруг пустота и не стоит внимания, и зачем вообще что-то делать, если мы все умрем. Во время медитации мы можем впасть в другую крайность: вместо успокоения ума мы наблюдаем еще большую, чем обычно, активность мыслей, нас посещают гениальные идеи, проекты и прочее. Возможно, поэтому медитация так популярна в среде маркетологов…
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ