Найти в Дзене
MAD MONKEY

Неизданное/Dodge Power Wagon Concept 1999 и Dodge Power Box Concept 2001 годов

Из всех пикапов Dodge, которые ведут свою историю с 1916 года, ярко выделяется одна модель — легендарный Dodge Power Wagon 1946 года, название которого позаимствовали у американского журнала для водителей грузовиков. Этот пикап стал первым гражданским полноприводным-полноразмерным внедорожником Америки!
Сконструированный на платформе легендарного военного грузовичка Dodge WM300 (или 3/4), прошедшего Вторую мировую войну, Dodge Power Wagon практически в неизменном виде продержался на рынке США до 1968 года, когда его перестали продавать внутри страны, но все еще продолжали выпускать на экспорт.
Грубоватый по наружности и характеру, Power Wagon был настоящим грузовиком-трудягой — типичным представителем времен, когда пикапы были пикапами и не пытались ездить, как легковушки. Казалось бы, все это дела давно минувших дней, но нет…
В 1990-х годах ежегодно в декабре Chrysler устраивал сотрудникам дизайнерских студий (Jeep, Dodge и седанов Chrysler) конкурс, на который они выставляли проект

Из всех пикапов Dodge, которые ведут свою историю с 1916 года, ярко выделяется одна модель — легендарный Dodge Power Wagon 1946 года, название которого позаимствовали у американского журнала для водителей грузовиков. Этот пикап стал первым гражданским полноприводным-полноразмерным внедорожником Америки!
Сконструированный на платформе легендарного военного грузовичка Dodge WM300 (или 3/4), прошедшего Вторую мировую войну, Dodge Power Wagon практически в неизменном виде продержался на рынке США до 1968 года, когда его перестали продавать внутри страны, но все еще продолжали выпускать на экспорт.
Грубоватый по наружности и характеру, Power Wagon был настоящим грузовиком-трудягой — типичным представителем времен, когда пикапы были пикапами и не пытались ездить, как легковушки. Казалось бы, все это дела давно минувших дней, но нет…
В 1990-х годах ежегодно в декабре Chrysler устраивал сотрудникам дизайнерских студий (Jeep, Dodge и седанов Chrysler) конкурс, на который они выставляли проекты будущих концептов. Конкурс этот абсолютно свободный, и дизайнеры могли предлагать на него все, что хотят.
В декабре 1997 года рядовой дизайнер доджевской студии Марк Аллен, руководствуясь волной популярности возрождения ретро-дизайна, предложил на конкурс нечто совсем необычное — проект современной интерпретации Power Wagon, на которую Марка сподвиг сам вице-президент доджевской студии дизайна Тревор Кридд

Первые наброски будущего прототипа
Первые наброски будущего прототипа

Проект сразу понравился Тому Гейлу и всему руководству Dodge, так как воочию воплотил “три столпа” этого крайслеровского отделения — дерзость, мощь и расположенность к экстремизму.
Марк Аллен взял на себя личную ответственность за глиняный макет. Работать с глиной он начал 12 января 1998 года, а уже к 3 апреля макет был закончен и переправлен на базирующуюся в Южной Калифорнии фирму Мetalcrafters, которая специализируется на изготовлении концептов. Примерно в это же самое время Стив Совински начал работу над интерьером, стараясь как можно ближе подогнать его под общую дизайнерскую концепцию Марка

1 июня под наблюдением Марка и Стива на Мetalcrafters началась кропотливая работа по постройке автомобиля. Доджевские дизайнеры задали калифорнийцам просто жуткий темп в работе над своим детищем, и из всех четырех крайслеровских концептов 1999 года, Power Wagon был закончен первым. Так для Детройтской автомобильной выставки 1999 года, "Додж" воскресил Power Wagon в образе концепта-прототипа Вокруг концепт-трака Dodge Power Wagon постоянно толпились посетители, и это был один из самых красивых экспонатов, который вызывал не меньший интерес, чем представленный на том же стенде прототип (о котором я уже писал ранее) Dodge Charger R/T Concept ! Любопытно, что задавшись с подачи шефа целью реинкарнировать старый Power Wagon, Марк Аллен вдохновлялся европейской конструктивистской архитектурной школой, в которой все “потроха” зданий и сооружений выворачивались наизнанку. Такой у него и получился концепт — ощеренный гнутыми волной крыльями, порогами, решетками, дверными рукоятками и петлями, отсылающими к стилю авто-дизайна конца 1930-40х годов ХХ столетия. При этом в то же время, весь выполненный в обработке преддверия нового XXI века — выкрашенный под цвет “индустриального” серебристого металла. Остается только удивляться, насколько точно Марку Аллену удалось подметить самые характерные черты легендарного предка. В силу того, что первый Power Wagon был “работягой”, концепт ярко демонстрирует “мускулы”

-3

«Призрак» предка и новый Dodge Power Wagon 1999,на фоне чисто североамериканских пейзажей Когда журналисты спросили Крида, каким элементом дизайнерского исполнения Power Wagon он больше всего доволен, Крид ответил: — “Вся классика Power Wagon, переведенная нами на язык технологий 2000 года — свидетельство нашей ностальгии. Отдельного элемента тут нет, они вместе вносят вклад в общий ретро-стиль. Кроме этого, мы заложили в концепт множество совершенно прелестных мелочей, так что если рассматривать машину в деталях, то для человека романтического склада это… ну вы увидите, что я имею ввиду!” Передняя решетка “крестом”, как у всех современных пикапов Dodge, сочетается у Power Wagon с конструктивистскими фарами, похожими на вкрученные в крылья болты, и старинными вентиляционными “жабрами” по бокам капота. Круглые задние фонари и крышка заливной горловины тоже явно выполнены “под старину”

Полный размерДхШхВ-5260х2030х1960
Полный размерДхШхВ-5260х2030х1960
-5
-6
-7
-8

Единственный характерный стилистический элемент старого Power Wagon, не прошедший в концепт — это подвешенное сбоку кузова запасное колесо. Кабина типа Quadra Cab, представляет собой только появившуюся тогда систему открывания дверей, в которой средняя стойка интегрирована в заднюю дверь открывающуюся после основной (машины с подобной системой дверей, в моих статьях уже упоминались — многодверные купе и ЗиЛ-4112Р). Несмотря на то, что в задней ее части распахиваются вперед “потайные” дверки (access doors), доступ они открывают — в багажник,

-10

Тыльная стенка кабины выполнена в виде инструментального шкафа с выдвижными ящиками и аптечкой.
Пол кузова был стилизованный под палубу корабля, деревянный настил был выполнен как у пикапов эры “игрушек для взрослых” 70-х годов. В борта кузова даже вделаны изнутри такелажные уточки — для фиксации груза

-11

Скрепляющие настил перфорированные стальные полоски еще сильней подчеркивают эстетику “рабочего коня”. Забавно, что эта “деревянная тема” продолжается на полу багажника кабины, что позади сидений, и даже на торпеде, на панельке магнитолы!
Вообще Стив изрядно насытил салон экспрессивным дизайном. Повсюду — двухтональная кожа. Контрастные акценты из полированного алюминия. Европейский ясень и грубая сталь действительно придают салону “конструктивисткий”, “механический” вид. Тревор Крид даже назвал это “честной простотой”.
При этом наследие старого Power Wagon Стив обозначил в салоне весьма своеобразно. Кожа обивки дверей и сидений аналогична той, из которой делались куртки военных американских летчиков! А приборный щиток очень похож на летные наручные часы с большим количеством маленьких циферблатиков. Даже на тормозную педаль нанесен отпечаток грубого рифленого ботинка! Чтобы “индустриально-военный” стиль концепта был выдержан до конца, поверхность рукояток рычагов сделана с диагональными насечками, как у окуляров полевых биноклей.

-12

Следуя общему дизайну, в салоне нет никаких систем GPS, супермагнитол DVD и мониторов LCD. Зато в “бороду” торпеды, помимо рукояток отопления, вентиляции и магнитолы, встроен пульт управления лебедкой. Между прочим, впервые примененный на пикапах!
То, что находится под капотом Power Wagon, имеет прямое отношение к технологиям XXI века, когда выхлоп дизельных двигателей станет на 70% чище. В подтверждение далеко идущих крайслеровских планов, 7,2-литровая рядная турбодизельная “шестерка” Power Wagon работает на сверхчистом экспериментальном топливе. Оно не содержит серы, так как вырабатывается из остаточного газа при перегонке нефти в солярку, и идеально соответствует грядущим технологиям — в частности, бензиновым двигателям следующих поколений. Производит это супергорючее американская Tulsabased Syntroleum Corporation, тогда оно ей обходилось в $1,50 за галлон (40 центов за литр).
Соответственно топливу, впрыск в турбодизеле Power Wagon осуществляется посредством магистральной системы common rail, в которой поддерживается давление 20000 psi (1380 Атм), по сравнению с 50 psi (3,5 Атм) в аналогичных системах бензиновых двигателей. А новейшая электронная система управления впрыском позволяет впрыскивать в камеры сгорания прецизионно отмеренные порции топлива. В результате, расход горючего из расчета на 100 километров снизился у 7,2-литрового турбодизеля с 17 до 11 л!
Да и работает этот двигатель без привычного для дизеля “шкворчания” и вибраций. А достигнуто это благодаря особым форсункам. Каждая форсунка сперва впрыскивает в камеру сгорания небольшую, “предварительную” порцию топлива, которая задает начало рабочего такта, а затем основную порцию, которая сгорает более равномерно. В результате, снижается характерный жесткий звук работы дизеля и обеспечивается практически полное сгорание топлива!

-13

Вдобавок, в выхлопной системе двигателя Power Wagon установлен датчик дыма — элемент обратной связи компьютера, управляющего впрыском топлива. “Почуяв” в выхлопе сажу, датчик дает команду компьютеру изменить параметры впрыска, открывает клапан дожига выхлопных газов и направляет их во впускной воздушный коллектор — газы попадают обратно в мотор, “на второй круг”. Благодаря этому датчику, вне зависимости от режимов двигателя и внешних условий: качества топлива, температуры и влажности воздуха, выхлоп всегда будет чистым!
При этом двигатель Power Wagon ясно доказывал, что “ломовой” крутящий момент многолитрового, но чистогорящего и долговечного дизеля будущего, не должен пострадать. Так как при мощности 250 “лошадей” турбодизель Power Wagon выдает — 1010 Н·м максимального крутящего момента! Ощущать под ногами такой момент наверное, просто фантастика, особенно в сравнении с 634 Н·м современного турбодизеля Dodge Cummins. Но как и у многих концептов, в расчете на “журналистскую братию”, которая будет их объезжать, мощность двигателя у Power Wagon была уменьшена. В результате чего этот сверхсовременный турбодизель вел себя очень похоже на обычную атмосферную дизельную рядную “шестерку”. Тем не менее, звучал он вполне достойно 18-колесного тягача, на который устанавливается Cummins.
Построен Power Wagon на рамном шасси пикапа Dodge Ram 1500 — с неразрезными мостами Dana 44 спереди и Chrysler Corporate 9,25 inch. сзади. Но в отличие от Ram, вместо пары пружин на переднем мосту и пары рессор на заднем, с отдельно расположенными амортизаторами, на каждый мост Power Wagon поставлены по две пружины с амортизаторами внутри. Схема подвески Power Wagon очень простая: на каждый мост по четыре продольных реактивных рычага — два сверху, два снизу — и по тяге Панара. При этом передняя подвеска со всеми рычагами позаимствована у Ram, а задняя — у старого Grand-Cherokee ZJ. Все реактивные рычаги в нижней части значительно “усилены”.
Коробка передач стандартный для пикапа Ram 2500 “автомат” 47 RE, в то время как раздатка — постоянного полного привода NVG 242 (как у AM General Hummer) с валом отбора мощности под лебедку. В качестве тормозов в Power Wagon использованы передние и задние вентилируемые диски с суппортами от Dodge Viper, так что ощущения от тормозного усилия были просто потрясающие!
Тогда реинкорнированный пикап так и остался в единственном созданном прототипе. Но ретро-стилистика прототипа, была позже использована в новом концепте от концерна DaimlerChrysler.
В преддверии нового тысячелетия мода на так называемые “гибридные” автомобили захлестнула многих ведущих мировых авто-производителей. Крайслеровцы показали свое виденье гибрида на Детройтском мотор-шоу 2001 года, где был показан новый концепт носивший имя — Dodge Power Box. В котором решили обыграть ретро-дизайн Dodge Power Wagon 1999 года. Придав новому прототипу практичности за счет нового кузова универсал.

-14
-15
-16
-17

“Рубленый” дизайн экстерьера Dodge Power Box недвусмысленно подчеркивает мощностные притязания концепта. В нем отчетливо прослеживается фирменная линия модельного ряда Dodge. Взять, к примеру, легко узнаваемый 4-секционный "крест” решетки радиатора. Задние боковые двери — сдвижного типа, центральные стойки кузова визуально отсутствуют, но они интегрированы в конструкцию двери. А непосредственно задняя — может либо подниматься, либо опускаться до горизонтального положения

-18
-19

По части “фаршированности” Dodge Power Box вряд ли в чем уступал люксовому автомобилю. К тому же, его салон отличается просторностью — даже по “разбалованным” американским стандартам.
В арсенале Dodge Power Box находятся две силовые установки. Речь идет о V-образной “шестерке” с системой турбонаддува рабочим объемом 2,7 литра. Что интересно, этот мотор работает не на привычном нам бензине, а на сжатом природном газе, и при этом развивает мощность в 250 “лошадей”. Крутящий момент передается через автоматическую трансмиссию к задним колесам. Руководство же передними осуществляет 52-киловаттный электродвигатель марки Siemens, который, в свою очередь, получает энергию от нескольких аккумуляторных батарей.
Схема управления двигателями выполнена так, что электрический силовой агрегат является помощником основному мотору только при разгоне автомобиля или при преодолении им труднопроходимых участков местности. Когда “гибрид” тормозит, электродвигатель начинает работать в режиме генератора, возвращая энергию аккумуляторным батареям. Последние, равно как и баллоны со сжатым газом, нашли “приют” между лонжеронами рамы.

-20

Исходя из выбранной конструкции, Dodge Power Box выглядит довольно высоким и как бы подтянутым. В то же время, строевая выправка не помешала 1,8-тонному полноприводному концепт-кару быть юрким и динамичным. Максимальные скоростные возможности “гибрида” дотягивают до 192 км/час — и это не самый плохой показатель среди больших внедорожников. А время его разгона до “сотни” и вовсе можно назвать спринтерским — 7 секунд. Разработчики Dodge Power Box говорили, что такой, почти спортивный, характер автомобиля не в последней степени обеспечен конструкцией ходовой части. Это была длинноходная, полностью независимая подвеска всех колес с пневматическими баллонами, управление которыми осуществляет “умная” электроника.
Но пойти в серию Dodge Power Box так же было не суждено.
P.S. Кстати примерно в то же время начала 2000-х годов, отечественные авто производители не отставали от иностранных. Начиная с 2000 года ОАО ГАЗ на серии авто-выставок использовал в качестве "шоу-стоппера" похожий ретро-стайлинговый автомобиль-прототип — ГАЗ «Комбат»! Это был среднеразмерный внедорожник созданный по мотивам легендарного отечественного "проходимца" — ГАЗ-69. Подобно предку, первый прототип Комбата был создан в открытом кузове, правда это был не фаетон как у предка, а ландо. Тремя годами позже, в 2004 году был показан второй прототип в 3-дверном кузове — ГАЗ «Комбат-2»!
Но к сожалению ни американские, ни отечественные прототипы ретро-стайлинговых внедорожников — так и остались в единственных экземплярах не пойдя даже в мелкую серию.
Но в производстве подобного типа автомобилей преуспели японцы, которые выпускали реинкорнацию своих ретро-внедорожников, под именем — Toyota FJ Cruiser. В период с 2006 по 2014 года было выпущено несколько десятков тысяч экземпляров, проданных по всему миру.
Так что с уверенностью можно сказать что Chrysler и ГАЗ упустили прибыльную долю авто-рынка, в сое время не запустив в серию оригинальные реинкорнации своих легендарных внедорожников из прошлого!