Дебютный альбом электронного суперпроекта с участием Джона Гранта и Стивена Маллиндера
Текст Александр Кондуков ****
После того, как Джон Грант исследовал границы собственной эксцентричности в компании русских постмодернистов Би-2 , в карьере одного из самых своеобразных вокалистов мира мало что может удивить. Вроде бы такой респектабельный международный артист и вдруг балаган в компании русских рокеров, один из которых вообще рядился медведем. Однако, легкое помутнение рассудка Гранта на почве русской темы — это всего лишь одно цветное стеклышко в его творческом мире. Где все разнообразно и в то же время взаимосвязано.
Участие в новой супергруппе Creep Show — это один из интересных моментов в карьере Джона Гранта. Он поможет воссоздать в сознании слушателя фрагмент грантовского творческого портрета, с ним легче понять, как и для чего Грант использует электро-поп, синтезаторное звучание и нотки старого забытого всеми индастриала, которые дают с одной сторону строгость, а с другой свидетельствует о клиническом угаре, после которого в студию, заставленную винтажными синтезаторами, должна спешно приехать «скорая помощь».
После прослушивания «Mr. Dynamite» у слушателя, которому небезразличен возбуждающий гипнотизерский тон Джона, появляется возможность понять откуда в томном мире альбомов электро-фолк-крунера появлялись театральные, игривые и стервозные номера вроде «Black Belt», «You And Him» или «Voodoo Doll», один из ремиксов на которую, кстати, сделали Wrangler — оставшиеся три участника Creep Show. Самый известный из трех других участников проекта — обладатель второго голоса на диске Стивен Маллингер, бывший участник Cabaret Voltaire.
Все вместе — это двухголовый монстр с четырьмя телами. Голоса в обычном понимании только два.
С одной стороны, Creep Show вещает чистым баритоном полуночного диско-короля Гранта, мастера вычурных текстов, который в них словно локотками опирается на схематичные минималистичные ритмы. С другой, лает сквозь спецэффекты землистым и затхлым голосом Маллингера, который напоминает изнасилованного русским купцом робота, мчащегося в кибернетический ад на птице-тройке.
Со своим новым соучастником Wrangler обращаются очень тактично — у них, как и у Джона, блестящий послужной список совместных работ. На их счету студийные опыты с очень недооцененной в восточной Европе манчестерской певицей LoneLady, ремиксы Primal Scream и Gazelle Twin. Кроме того, у Wrangler неприлично большая коллекция старых клавишных, секвенсоров и драм-машин. В «Fall» Creep Show даже вырывается на шоссе, явно ведущее в лабораторию Kraftwerk и это редкий момент центростремительной гармонии.
Все остальное время четверо друзей — Грант сам, кстати, прекрасно оперирует с клавишными и синтезаторами, его руку легко узнать — перебрасываются друг с другом музыкальными репликами и время от времени выруливают на территорию поп-музыки.
Вся эта игра с ассоциациями и отсылками завораживает, но виньетки не мешают и главному. Если вы послушаете «Mr. Dynamite» целиком, вы, вероятно, поймете облегчение, которое сопровождает встречу с девятиминутной монументальной электронной балладой «Safe And Sound». Она прекрасна и она оглушает. Это уровень совместной работы Билли Маккензи и Apollo 440 («Pain In Any Language»). Трек подчеркивает, что боль и сомнения одинаково звучат на любом языке. И подобное настроение — идеальный материал для ноктюрнов, которое наполняют слушателя не только авторской кручиной, но и чувством, что сам абонент этих темных эмоций со своими страстишками еще вполне легко отделался.