Ответ на этот вопрос прост и очевиден, но не для всех.
На этой неделе ко мне обратилась женщина, которой управляющая компания с лета прошлого года начисляет плату по нормативу, не обращая внимания на счетчики и их показания.
Абсурд? Да. Но они даже нашли как объяснить свою правоту, в ответах на претензии потребителя.
Сейчас все по порядку расскажу.
Место действия - Краснодар, вечно плавающий квартал (ну, топит этот квартал постоянно; с ливневками напутали). Время - Июнь прошлого года. Действующее лицо - управляющая компания "Комфорт-сервис". Многие краснодарцы с ней хорошо знакомы.
Итак, в июне семья переезжает в другой регион. Квартира в Краснодаре пустует, счетчики замерли в ожидании возвращения хозяев, показания счетчиков в управляющую компанию подавать некому.
В августе хозяин квартиры приезжает в Краснодар, оплачивает начисленную коммуналку, подает при этом показания счетчиков (те же, что и два месяца назад).
Управляющая компания берет оплату не по счетчикам, а по среднему, ссылаясь на п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг.
в случае непредставления потребителем показаний прибора учета за расчетный период в установленные сроки... - Плата за коммунальную услугу... определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса
За август, ссылаясь на все тот же п. 59 Правил, снова начисляет плату по среднему. А за октябрь и ноябрь уже по нормативу потребления.
Почему так, ведь в августе показания приборов учета были поданы?
А вот почему, все из того же ответа управляющей компании:
То есть показания поданы, а начисление по нормативу... До сих пор по нормативу начисляют.
Ситуация абсурдная: по показаниям счетчиков переплата, а по квитанциям управляющей компании задолженность за полгода, которая к тому же растет. Еще немного и
На два заявления на перерасчет уже ответили отказом. Пришлось обращаться в суд.
Исковое заявление тут приводить не буду. Статьи правил постараюсь свести к минимуму.
Объясню по существу, в чем неправа управляющая компания.
Потребители обязаны платить за потребленные коммунальные ресурсы. Но ежемесячно направлять управляющей компании показания счетчиков не обязаны.
Эта обязанность исключена из Правил еще 1 июня 2013 года, когда пп. в) п. 34 Правил №354 утратил силу.
Плата производится по показаниям счетчиков, если они имеются и находятся в исправном состоянии.
Подавать исполнителю показания потребители не обязаны. Это право потребителя. Делается это для того, чтобы избежать необходимости сверки показаний и перерасчета платы.
Пока потребитель не представляет показания, исполнитель начисляет плату по среднему (по нормативу).
Вывод УК "Комфорт-сервис" о том, что Правила не предусматривают перерасчета платы за предыдущие расчетные периоды, не соответствует действительности, противоречит п.п. 42 и 61 Плавил.
п. 61 Если ... будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю.
Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
После того, как потребитель представил показания (или показания были установлены в ходе проверки), производится перерасчет. Потребителю предоставляется либо требование о доплате, либо информация о сумме переплаты. Переплата засчитывается в счет будущих периодов.
Никто не отменял и статью 1102 ГК РФ "Обязанность возвратить неосновательное обогащение".
Пока не представлены показания приборов учета, плата (формально) была начислена правильно - по среднему. После представления сведений управляющая компания обязана произвести перерасчет, сверить показания.
Так как перерасчета еще не сделано, исполнитель нарушает действующее законодательство. Можно говорить о незаконном бездействии, нарушающем права потребителя.
Кроме того, расчет платы производится с нарушением установленного порядка — есть основания требовать штрафа в соответствии с п. 155(1).
п. 155(1) В случае нарушения исполнителем, в том числе лицом, привлеченным исполнителем для осуществления функций по расчету платы за коммунальные услуги, порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с настоящими Правилами, за исключением случаев, когда такое нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.
Плата за период непредставления показаний начисляется по среднему, но потом пересчитывается. Это указано в Правилах (пункты привел выше), так уже не первый год работают коммунальщики по всей стране.
Вряд ли для Краснодара и в особенности для ООО УК «Комфорт-сервис» имеются какие-либо исключения. В Правилах 354 я подобных исключений не нашел.
Меня удивил и тот факт, что обратившаяся ко мне женщина уже направляла жалобу по этому поводу в Жилищную инспекцию Краснодара. Но по прошествии двух месяцев она услышала от инспектора только "Слишком много жалоб, еще не успели вашу жалобу рассмотреть".
Краснодарцы, держитесь. Видно, Ваши управляющие компании совершенно распоясались. Даже у Жилинспекции рук на всех не хватает.
Потому-то и пришлось обращаться в суд и требовать перерасчета. Доказывать в судебном порядке, что задолженность на самом деле является переплатой.
Ну, хоть в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» от уплаты госпошлины потребители освобождены, и иск может быть подан по месту жительства потребителя.
Другие мои заметки можете прочитать на канале.
Вопросы и пожелания пишите на почту: myzen@inbox.ru
Подписывайтесь на канал в Телеграме, чтобы получать уведомления о новых заметках.