(1874-1947) Российский художник, мистик, философ. Спаситель культуры, исследователь Индии и духовных границ человечества.
Подборка работ Николая Рериха здесь
Родился Николай Константинович в Санкт-Петербурге, в уважаемой семье нотариуса и купеческой дочки. Ещё в детстве его привлекали живопись и история, что вскоре выльется в целое кредо. В 1893 году Рерих поступил сразу в два учебных заведения: в Петербургский университет на юриста и в Императорскую академию художеств. Но и этого ему было мало, и он стал членом Российского археологического общества. Он быстро зарекомендовал себя и ездил в серьёзные научные экспедиции на раскопки, и даже стал собирать личную коллекцию артефактов каменного века.
В 1897 году Рерих закончил Академию художеств. Его дипломную работу высоко оценил другой яркий славянофил того времени – Лев Толстой. В первые годы XIX века Николай Рерих вместе с женой Еленой Ивановной путешествовал по России, изучая русскую культуру, в пути создав около сотни этюдов. С 1906 года Рериху начали заказывать работы для церквей и домов, а вскоре к художнику обратились и театралы: он делал декорации для «Князя Игоря» Александра Бородина, а во время «Русских сезонов» оформлял сцену для «Весны священной» Игоря Стравинского. В 1910 году Рерих возглавил объединение «Мир искусства», в это же время в нём проснулся интерес к Востоку.
В результате революции 1917 года Рерих оказался отрезан от родины – он с семьёй остался в Финляндии, а через два года перебрался в Лондон. Там он продолжил сотрудничество с Дягилевым и его «Русскими сезонами», познакомился с Гербертом Уэллсом, а главное – завёл тесную дружбу с Рабиндранатом Тагором из столь любимой Индии. В этот же период Рерих вступил в ряды популярного в то время Теософского общества. Уже в 1920 году по приглашению престижного университета Николай Рерих уехал в США, где продолжил нести знамя русской культуры.
Однако постепенно любовь к таинственному восточному миру брала верх. В 1923 году художник отправился в долгую экспедицию по Сибири, Монголии, Тибету и Китаю, в ходе которой Рерих создал необъятный цикл картин. По результатам долгого путешествия он основал Институт «Урусвати», занимавшийся серьёзными научными исследованиями Тибета и Гималаев. А духовные изыскания Рериха легли в основу созданного им религиозно-философского учения Анги-йоги.
В результате своих культурологических выводов Рерих пришёл к необычному пониманию Культуры, которая должна стать двигателем развития человечества. Для сохранения культуры в 1935 году исследователь учредил Пакт Рериха, который подписала 21 страна – позже эти идеи лягут в основу Гаагской конвенции о защите культурных ценностей и станет примером для ЮНЕСКО.
В том же году Николай Рерих окончательно уехал в Индию, где и прожил до конца жизни. Там он продолжил работу над циклом картин, посвящённых Гималаям, а с началом Второй мировой войны вновь обращается к народным русским образам. Примечательно, что в 1942 году он основал Американо-русскую культурную ассоциацию, в которой участвовали Чарли Чаплин и Эрнест Хемингуэй – организация должна была помочь двум народам сблизиться и преодолеть недопонимание.
Автор: Денис Божинский