Найти тему

Как верить в Судьбу в Исламе

Вера в судьбу — это одна из основ Ислама. Она заключается в нашей твердой убежденности в том, что все происходящее во вселенной, будь то хорошее или плохое, совершаемое человеком или другими созданиями, происходящее в природе или в обществе, — все происходит только по Воле Аллаhа, согласно предначертанной Им Судьбе, о которой Он знал еще до сотворения вселенной. То есть все происходит именно так, как хотел Аллаh, именно в то время, в которое Всевышний хотел, чтобы это случилось, и Он вечно знал, что именно так и произойдет.

И ничего не может произойти вопреки Воле Аллаhа, как и сказал1 Пророк Мухаммад означающее:

«Что хотел Аллаh — было, чего не хотел — не было».

Верить в судьбу обязательно, так как об этом сказано в Священном Кур’ане и в хадисах Пророка!

Однажды к Посланнику Аллаhа пришли неверующие курайшиты и стали спорить с ним о судьбе2. Тогда ему были ниспосланы 47-49 аяты суры 54 «Аль-Камар» означающее:

«Воистину, неверующие пребывают в заблуждении и будут в мучениях. В Тот День, когда их поволокут лицами вниз в адский огонь, будет сказано им: «Вкусите же прикосновение ада!» Воистину, Аллаh создал каждую вещь и наделил её судьбой».

А также, когда Ангел Джибриль задал вопрос3 Пророку Мухаммаду о том, что включает в себя понятие «вера», он ответил означающее:

«Вера — это значит верить в Аллаhа, в Его Ангелов, в Его Книги, в Его Посланников, в Судный День и верить в Судьбу предопределение добра и зла»4.

И Пророк Мухаммад говорил5 означающее:

«Воистину, не будет в вашем сердце Веры, пока не будете убеждены без малейшего сомнения в том, что случившееся с вами не могло произойти по ошибке [- это было предопределено именно вам], а то, что миновало вас, не могло с вами случиться [потому что не было предопределено вам], и [пока не будете убеждены, что] для всего есть предопределение».

‘Умар ибн Аль-Хаттаб сказал6: «Того, кому Аллаh дал Веру, никто не собьет с Истинного Пути и не сможет привести к заблуждению. А того, кто впал в заблуждение по Воле Аллаhа, никто не сможет вывести на Истинный Путь».

Понятие «судьбы» — один из тонких вопросов, в котором многие ошиблись. В этой теме важно понять несколько ключевых моментов.

Аллаh — Создатель и добра, и зла

Все в мире происходит только по Воле Аллаhа — добро или зло, здоровье или болезнь, бедность или богатство. И нельзя думать, что Бог создал только добро, а зло создает кто-то другой7, и что Бог не хотел, чтобы оно происходило. А кто думает, что Аллаh создает добро и не создает зла, тот тем самым приписывает Богу слабость — как будто в мире происходит то, чего Бог не хотел. Это — неверие и ширк, и это противоречит сказанному в Священном Кур’ане (сура 12 «Юсуф», аят 21) означающее:

«Никто не может противостоять Воле Аллаhа»

Но то, что Бог создал зло, ни в коем случае не означает, что Ему Самому присуще зло. Аллаh создал зло, но не повелел его совершать! Есть разница между Волей Бога и Его повелением!

Все создает Бог, а люди только «приобретают» свои действия согласно своему выбору. Сказано в Священном Писании (сура 91 «Аш-Шамс», аят 7) означающее:

«Аллаh создал душу и все, что с ней происходит — и грехи, и благие дела».

То есть все то, что происходит с людьми — и добро, и зло — созданы Аллаhом. Но добро, которое совершают созданные, происходит по Воле Всевышнего, по Его Повелению и по Его одобрению. А зло, которое они совершают, также происходят по Его Воле и предопределению, но не по Его Повелению и не по Его одобрению. Бог не велел никому делать грехи или неверие, но некоторые люди по Его Воле совершают грехи и не верят в Бога. И так как они делают это по своему выбору, то будут отвечать за это. И поэтому нельзя думать, что наказание за грехи и неверие — это несправедливость и угнетение.

Бог никого не угнетает!

Созданные совершают свои действия по своему выбору: без насилия и принуждения. Поэтому никто не сможет в День Суда сказать, что раз грехи происходили по Воле Всевышнего, то за что тогда его наказывать? Но ведь он сам выбрал грех!

И не является несправедливостью то, что одним Бог предопределил веру и вечную жизнь в Раю, а другим — неверие и вечные муки в аду. Ведь Аллаh — Всемогущий Создатель, Он создает, как хочет, и никому ничего не обязан. И вознаграждение от Него — это по Его милости, а наказание — по Его справедливости.

Ибн Ад-Дайлями рассказывал8: «Однажды я пришел к Убаю ибн Ка’бу и сказал ему, что у меня в сердце думы о судьбе, и просил рассказать что-нибудь о ней, может, это поможет мне, по Воле Аллаhа». Он ответил: «Если бы Аллаh наказал всех жителей земли и Небес, то это не было бы угнетением. И если бы Он смилостивился над ними, то Его Милость — это благо от Него [давать которую Он не обязан]. Даже если ты потратишь золото в размере горы Ухуд ради Аллаhа, то Аллаh не примет от тебя этого до тех пор, пока ты не поверишь в судьбу. Знай — то, что тебе суждено, произойдет именно с тобой, а что тебе не суждено — того у тебя и не будет. Если ты умрешь, не уверовав в это — попадешь в ад». После этого Ибн Ад-Дайлями пошел к ‘Абдуллаhу ибн Мас’уду, и тот рассказал ему то же самое. И то же самое ему рассказали Хузайфа ибн Апь-Яман и Зейд ибн Сабит. Все это передано вышеперечисленными людьми от Пророка.

Сказано в хадисе, который передал имам Муслим от Абу Зарра означающее:

«Кто видит себя на пути добра, пусть восхвалит Аллаhа, а кто нашел иное — пусть не обвиняет никого, кроме себя».

То есть если кто-то делает добро — это только потому, что Аллаh Своей Милостью дал ему удачу. Аллаh не обязан это давать, поэтому пусть человек благодарит Его за это. А тот, кто делает зло — это потому, что Аллаh показал недобрые стремления этого человека. И то, что одним Аллаh дал Веру, а другим не дал, не является несправедливостью, так как Аллаhу не присуща несправедливость.

В вопросе судьбы есть тонкая грань. То, о чем сказано в Кур’ане и хадисах, мы обязаны знать и признавать — это те вопросы, о которых было сказано выше. Но нельзя чрезмерно углубляться в вопрос судьбы, чтобы не впасть в заблуждение. Пророк Мухаммад сказал9  означающее:

«Если речь идет о судьбе, то воздержитесь [от того, чтобы чрезмерно углубляться в этот вопрос]».

Передали имамы Аш-Шафи’ий и Ибн ‘Асакир от имама ‘Али, пусть Аллаh дарует им Свою Милость, что однажды к нему подошел один человек и начал расспрашивать его о судьбе. ‘Али ответил ему: «Это скрыто Аллаhом, не мучай себя». Когда спрашивающий стал настаивать на ответе, ‘Али сказал: «Если ты очень хочешь знать об этом, то это между двумя: не по принуждению и не самостоятельно».

Дорогие мусульмане! Будьте благодарны Создателю за то, что Он даровал вам Веру! То, что с вами произошло, и то, что с вами произойдет — это вам предопределено, но это не избавляет вас от ответственности за ваши поступки. Поэтому кайтесь, если совершили грех, а если сделали добро, то благодарите Аллаhа, ведь только Он дает удачу.

____________________________________________________________________

1 этот хадис передал Абу Даууд

2 эту историю передал хафиз Абу Ну’айм в «Истории Исфахана» от Абу hурайры

3 Джибриль задал этот вопрос не потому, что он не знал, а чтобы через ответ Пророка люди узнали об этом

4 этот хадис передал имам Муслим

5 этот хадис передач имам Аль-Байhакый от ‘Али

6 это передал имам Аль-Байhакый

7 некоторые неверно думают, что Аллаh хотел только добро, а зло создает шайтан и его помощники против Воли Аллаhа

8 этот рассказ передали имамы Ахмад и Абу Даууд

9 этот хадис передал Аттабараний

obislame.info